Когда вы знаете, что за вами кто-то наблюдает, трудно притвориться, что его там нет. Это может быть трудно забыть об этом и сосредоточиться, чувствуя, как его взгляд устремлен на вас. Как ни странно, это даже не имеет значения, жив он или нет. В новом исследовании ученые поставили эксперимент, в котором люди играли в игру против робота.
Если робот смотрел на игроков-людей во время сеанса, это в конечном итоге влияло на поведение и стратегию участников в игре - изменение, которое можно было заметить по измерениям их нейронной активности, зарегистрированным с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) во время эксперимента.
«Если робот смотрит на вас в тот момент, когда вам нужно принять решение о следующем шаге, вам будет труднее принять решение», - говорит когнитивный нейробиолог Агнешка Виковска (Agnieszka Wykowska) из Итальянского технологического института.
«Вашему мозгу также придется задействовать трудоемкие и дорогостоящие процессы, чтобы попытаться «игнорировать» этот взгляд робота».
В эксперименте 40 участников сидели напротив робота-гуманоида iCub, соревнуясь в игре «Chicken» на горизонтальном экране компьютера, в которой две симулируемые машины неслись навстречу друг другу.
Непосредственно перед моментом удара игра приостанавливалась, и участников просили взглянуть на робота, который либо встречался с ними взглядом, либо отводил взгляд. В этот момент участники должны были решить, пустить ли машины вперед или уклониться в сторону.
Результаты эксперимента показали, что ответный взгляд робота не повлиял на выбор, сделанный отдельными игроками-людьми, но он действительно заставил их время отклика немного увеличиться, при этом участники обычно быстрее реагировали в игре, когда iCub отводил взгляд.
«В соответствии с нашей гипотезой, отсроченные (с задержкой) ответы субъектов после взаимного взгляда могут указывать на то, что взаимный взгляд влечет за собой более высокое когнитивное усилие, например, путем выявления большего количества рассуждений о выборе робота iCub или более высокой степени подавления (потенциально отвлекающего) стимула взгляда, который не имел отношения к задаче», - объясняют исследователи в своей статье.
Робот-гуманоид iCub и участники исследования. Фото: IIT
По словам исследователей, это изменение в поведении игрока соответствовало изменению нейронной активности, называемой синхронизированной альфа-активностью - паттерном мозговых волн, который ранее был связан с подавлением внимания.
Более того, если смотреть на весь эксперимент в целом, более частое воздействие отведенного взгляда (когда робот не смотрел в ответ) среди участников, казалось, помогало игрокам отвлечься от социального взаимодействия с iCub и сосредоточиться на своем игровом процессе с меньшим отвлечением.
Учитывая, что iCub - это робот-гуманоид, созданный в общих чертах для имитации формы и внешнего вида людей, возможно это не совсем удивительно, что взгляд робота может переключать наши обычные процессы внимания.
Но это может иметь значение для разработки более продвинутых и интерактивных роботов в будущем, говорят исследователи.
«Роботы будут все больше и больше присутствовать в нашей повседневной жизни», - говорит Виковска.
«Вот почему важно понимать не только технологические аспекты конструкции роботов, но и человеческую сторону взаимодействия человека с роботом … как человеческий мозг обрабатывает поведенческие сигналы, передаваемые роботами».
Результаты сообщаются в журнале Science Robotics
Источник: Science Alert