Какому сноубордисту не понравится более легкая и отзывчивая доска? Немецкие ученые создали такую, которая, как утверждается, отвечает обоим требованиям, а процесс ее производства, как сообщается, менее расточителен.
Обычно легкие композитные сноуборды изготавливаются из многослойных листов переплетенных углеродных или стеклянных волокон с добавлением смолы. Эти листы вырезаются из рулона материала, а затем обрезаются до нужного размера и формы. Это означает, что обрезки материала в конечном итоге остаются и обычно просто выбрасываются, даже если производитель оплатил весь рулон.
Кроме того, каждый лист материала имеет однородную консистенцию на всем протяжении. Хотя в некоторых ситуациях это желательно, но при попытке настроить характеристики готового композита возникает проблема. Производители могут пожелать сделать доску более гибкой в одних областях и, например, более жесткой в других.
Помня об этих ограничениях, команда из Технологического университета Хемница создала прототип сноуборда с помощью разновидности автоматизированного метода, известного как размещение сухого волокна. Это включает в себя стягивание отдельных углеродных и стеклянных волокон со шпули и укладку их непосредственно в форму сноуборда вокруг деревянного сердечника. Смола добавляется, когда слои этих волокон впоследствии ламинируются вместе.
Таким образом, все волокна, выделенные для одного сноуборда, попадают в эту доску - практически нет отходов. Кроме того, качество различных частей плиты можно регулировать, контролируя способ укладки волокон. Например, они могут быть плотно упакованы в одних местах и более широко расставлены в других.
Доктор Йорг Кауфманн опробует сплитборд в его конфигурации лыж. Фото: Chemnitz University of Technology
1,6-метровый прототип ученых из Хемница на самом деле представляет собой сплитборд, то есть его можно горизонтально разделить на пару туристических лыж для подъема в гору, а затем снова соединить в один сноуборд для спуска. При весе 2,6 кг он считается одним из самых легких сплитбордов в отрасли.
Кроме того, его уникально деформируемые края, как утверждается, увеличивают сцепление с дорогой, копаясь в снегу при поворотах, а также поднимаясь вверх, чтобы избежать зацепления во время маневра, известного как скольжение по доске. В целом, по оценкам ученых, производство сноубордов таким способом может сократить отходы волокна примерно на 60 процентов.
«Это не только экономит затраты, но и благодаря экологичному производству картона значительно сокращается углеродный след», - говорит профессор Хольгер Себулла, возглавляющий исследования вместе с доктором Йоргом Кауфманном.
Источник: New Atlas / Chemnitz University of Technology