Ухудшение навыков чтения во всем мире из-за увеличения количества ежедневного общения в онлайн-чатах в каждой стране продолжается. К такому выводу пришли исследователи из Университета Твенте.
Исследователи изучили данные опросов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) в 2009 и 2018 годах в 63 странах. Это было частью крупномасштабного сравнительного исследования, проведенного под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD).
В течение этого периода количество онлайн-общения в чатах значительно увеличилось почти во всех странах, но темпы роста значительно варьировались от страны к стране. В Японии, например, процент учащихся, которые ежедневно общаются в чате, увеличился с 9 процентов до 85 процентов, тогда как в России рост был намного ниже (с 42 процентов до 58 процентов).
В последние десятилетия развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) сильно повлияло на жизнь людей во всем мире. Постепенно мы также начали читать все больше и больше с экрана, тогда как несколько десятилетий назад мы все еще читали все на бумаге. Рост общения в онлайн-чатах стал заметным событием в первые 20 лет 21 века. Существует риск того, что цифровые медиа могут поощрять поверхностные стратегии чтения, такие как сканирование (ознакомительное чтение), беглое просматривание и просто просмотр, за счет более трудоемких стратегий, которые дают более глубокое понимание.
Исследование показывает сильную корреляцию между увеличением количества онлайн-общения среди 15-летних по странам и снижением в каждой стране навыков чтения и осведомленности о полезных стратегиях чтения. Рост числа онлайн-общения стал причиной потери около 25 баллов по шкале PISA для чтения. Такое падение означает, что средний учащийся (который раньше имел бы 50-й процентиль) опустился до 40-го процентиля.
«Хотя важно осознавать неблагоприятные последствия онлайн-общения, усилия по сокращению этого явления кажутся нереалистичными и бессмысленными. Запрет онлайн-общения для улучшения навыков чтения столь же радикален, как и содействие возвращению к бедности, чтобы избавить мир от ожирения и других проблем со здоровьем, связанных с богатством», - считает Ханс Лёйтен, доцент педагогики в Университете Твенте.
Результаты показывают, что для поддержания навыков чтения необходимо сосредоточиться на освоении полезных стратегий чтения в обучении чтению. Увеличение количества общения в чатах в 2009–2018 годах, несомненно, совпало со снижением осведомленности о таких стратегиях. Похоже, учащиеся нуждаются в большей поддержке и стимулировании, чем раньше, чтобы осознать и овладеть полезными стратегиями чтения.
Источник: University of Twente