Популярные детские имена, как и стили моды и другие тенденции поп-культуры, постоянно меняются. Исследователи из Университета Карнеги-Меллона разработали математическую модель, чтобы понять, почему эти поведенческие паттерны постоянно меняются, и она указывает на перетягивание каната между необходимостью выделиться из толпы и необходимостью вписаться в «стаю». Мотивы приспосабливаться и быть уникальными взаимодействуют, создавая сложную динамику, когда люди наблюдают друг за другом в социальной сети.
«Мне все интересно, я понятия не имею о популярных социальных тенденциях», - сказал Рассел Голман, доцент кафедры социальных наук и наук о принятии решений в Университете Карнеги-Меллона. «Мой интерес был воодушевлен мыслителями в области сложных систем, изучающими неравновесную динамику в экономике и обществе».
Большинство моделей теории игр и экономики предполагают, что в какой-то момент система достигнет равновесия. Голману было любопытно, какие факторы можно включить в эти модели, чтобы вывести поведение из этого устойчивого состояния.
«Я хотел использовать математику, чтобы описать два противоречивых мотива - желание вписаться и желание выделиться одновременно», - сказал Голман. «Они толкают вас в противоположных направлениях, но вы можете хотеть и того, и другого».
С математической точки зрения, желание вписаться будет подталкивать к поведению, к среднему или среднему значению, в группе, в то время как желание выделиться будет отталкивать поведение от обычаев или наиболее распространенного явления, в группе.
«Соедините их вместе и они все равно приведут к равновесию», - сказал Голман. Чтобы вырваться из головоломки равновесия, Голман и его команда добавили социальные сети в микс. По словам Голмана, это означает сообщества, соседей, коллег, клубы или другие социальные группы, не обязательно собственно социальные медиа-сети.
«Было удивительно, что социальные сети могут иметь такое большое значение», - сказал Голман. «Мы смоделировали динамику с множеством различных сетей, и отсутствие схождения к равновесию на самом деле довольно типично».
Чтобы протестировать свою новую модель, аспирант Эрин Багби из Университета Карнеги-Меллона обратилась к большой базе данных детских имен, управляемой Управлением социального обеспечения, за последнее столетие. Если бы детские имена установились в равновесии, самое популярное имя всегда было бы самым популярным.
Однако это не случилось и все было совсем не так.
Когда популярность одного имени, скажем, Эмили, достигает пика, родители могут решить отказаться от этого имени и выбрать похожее, например, Эмма. Следуя этой стратегии, они прививают своей новой дочери имя, которое социально приемлемо из-за его сходства с популярным именем, но позволит ей выделиться из толпы, придавая ей уникальность. Многие родители могут думать о том же, и количество маленьких девочек по имени Эмили уменьшится, а количество девочек по имени Эмма увеличится.
В исследовании делается вывод о том, что понимание социальной психологии и структуры социальных сетей имеет решающее значение для объяснения возникновения сложных, непредсказуемых культурных тенденций.
Результаты исследования опубликованы в журнале Psychological Review.
Источник: EurekAlert!