Начиная с того, как мы говорим «привет» на обочине дороги, по которой едем, во всех обществах есть нормы - или «правила», которые определяют повседневную жизнь людей. Новое исследование - первое в своем роде - показало, что дети во всем мире будут бросать вызов своим сверстникам, если они нарушают «правила», но то, как они бросают им вызов, варьируется в зависимости от культуры.
В ходе исследования, проведенного под руководством Плимутского университета в Великобритании и Свободного университета Берлина в Германии, было проанализировано поведение 376 детей в возрасте от пяти до восьми лет из восьми стран в Африке, Азии, Европе и Южной Америке.
Каждого из детей учили играть в игру с сортировкой блоков: половину учили сортировать блоки по цвету, а другую - сортировать по форме. Затем их разбили на пары: один играл в игру, а другой наблюдал.
Исследование показало, что наблюдатели вмешивались чаще, когда казалось, что другой ребенок играет по неправильному набору правил. Чем больше ребенок вмешивался, тем больше вероятность того, что его партнер изменил свое поведение. Исследование также показало, что тип вмешательства был разным - дети из сельской местности использовали повелительный словесный протест чаще, чем дети из городской местности.
Это первое исследование, в котором анализируется поведение детей в условиях серьезных нарушений норм в разных культурах по всему миру, и оно помогает нам понять, как нормы позволяют людям достигать координации и сотрудничества.
Ведущий автор, доцент психологии, доктор Патриция Каннгиссер из Плимутского университета сказала: «Новым в этом исследовании является то, что мы наблюдали за поведением детей и для этого путешествовали по всему миру - мы не спрашивали детей, что они собираются делать, но измеряли, что они на самом деле делают в реальных социальных взаимодействиях».
«Также было действительно интересно увидеть, как дети поправляли друг друга в зависимости от местоположения. К нашему удивлению, дети из небольших сельских сообществ протестовали столько же или даже больше, чем дети из городских условий. Мы предполагали, что, в небольших сообществах все знают всех, прямое вмешательство будет менее распространенным, поскольку люди могут полагаться на более косвенные способы, такие как репутация, для обеспечения соблюдения правил. Но на самом деле мы обнаружили обратное».
«Следующим шагом будет дальнейшее изучение того, что побуждает детей вмешиваться и как они учатся вмешиваться. Например, учатся ли они у взрослых или окружающих их детей старшего возраста, как реагировать на нарушение правил?».
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Источник: University of Plymouth