Найдена пара невидимых звезд, запертых на туго завязанной 17-часовой орбите.

Фото: ESO/L. Calçada.

Астрономы обнаружили причудливую звездную систему, состоящую из двух ультрахолодных карликовых звезд, которые находятся так близко друг к другу, что совершают оборот друг вокруг друга менее чем за сутки. О да, и они невидимы для человеческого глаза.

Ультрахолодные карлики - это обычные звезды, которые, как следует из названия, имеют относительно низкие температуры - ниже 2430°C. Это означает, что они излучают большую часть своего света в инфракрасном диапазоне, что делает их невидимыми для нас.

Рассматриваемая система называется LP 413-53AB, и, хотя она известна астрономам уже несколько десятилетий, всегда считалась одиночной звездой. Но это изменилось недавно, когда Чжи-Чунь Сюй (Chih-Chun Hsu), астрофизик из Северо-Западного университета США, рассмотрел и изучил ее более внимательно. Он использовал алгоритм собственной разработки для моделирования звезд по их спектральным данным и обнаружил, что спектральные линии смещаются в противоположных направлениях и в конечном итоге распадаются на пары. Это указывало на то, что на самом деле это были две звезды, невероятно близкие друг к другу.

Чтобы убедиться в этом, Сюй и его команда использовали обсерваторию Кека на Гавайях для изучения звездной системы. И, конечно же, команда могла видеть, как система очень быстро менялась в ходе серии наблюдений в период с марта 2022 года по январь 2023 года.

«Когда мы проводили это измерение, мы могли видеть, как вещи меняются в течение нескольких минут наблюдения», — сказал профессор Адам Бургассер (Adam Burgasser), соавтор исследования. «Большинство двойных систем, за которыми мы следим, имеют период обращения в годы. Таким образом, вы получаете измерения каждые несколько месяцев. Затем, через некоторое время, вы можете собрать пазл. С этой системой мы могли видеть, как спектральные линии расходятся в реальном времени. Удивительно видеть, как что-то происходит во Вселенной в человеческом масштабе времени».

Эти наблюдения показали, что LP 413-53AB состоит из пары ультрахолодных карликовых звезд, расстояние между которыми составляет всего 1% расстояния между Землей и Солнцем. Это означает, что они вращаются вокруг друг друга всего за 17 часов, что делает эту орбиту самой тесной из когда-либо обнаруженных для двойной системы такого типа и одной из самых тесных среди всех известных небесных объектов.

Астрономы предполагают, что эти звезды естественным образом мигрировали друг к другу с течением времени или, возможно, изначально имели третьего компаньона, который был выброшен, в результате чего оставшиеся два оказались ближе друг к другу.

Близость — не единственный рекорд, который побила эта система — звезды также являются самыми старыми из известных в своем роде. В то время как большинству ультрахолодных карликов «всего» 40 миллионов лет или около того, их возраст оценивается в несколько миллиардов лет, что сопоставимо с возрастом нашего Солнца.

Команда планирует исследовать другие ультрахолодные карлики, используя эту технику, чтобы потенциально выявить другие, в настоящее время неизвестные бинарные системы.

Исследование было опубликовано в Astrophysical Journal Letters.

Источник: Northwestern University.