Краситель, меняющий цвет, может предупредить об отказе двигателя в электромобилях.

Фото: Uni Halle / Alexander Funtan

Транспорт
Инструменты
Шрифты

Хотя некоторые люди могут подумать, что электромобили могут работать вечно, их двигатели со временем изнашиваются. Согласно новому исследованию, специальные красители могут позволить водителям и механикам узнать, когда это время вот-вот наступит.

Электродвигатели в автомобилях и других устройствах содержат плотно намотанные медные провода, покрытые изоляционной смолой. Из-за таких факторов, как тепло, выделяемое двигателем, эта смола со временем становится все более хрупкой. В конечном итоге она трескается и выходит из строя, после чего двигатель необходимо заменить.

К сожалению, до достижения этой точки не существует простого способа определить, насколько деградировала смола. Тем не менее, ученые из немецкого университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге и компании по производству изоляционных материалов Elantas недавно обнаружили, что все четыре широко используемые смолы постепенно выделяют определенный тип спирта в ответ на тепло.

Исследователи экспериментировали с различными красителями, которые связываются с этим спиртом и не ухудшают функциональные свойства смолы. В конечном итоге они выбрали тот, который обычно светится красновато-оранжевым светом при воздействии ультрафиолета, но становится зеленым при связывании со спиртом. Чем больше алкоголя присутствует, тем зеленее флуоресцирует краситель.

Теперь предполагается, что электродвигатели могут быть оснащены не только смолой, содержащей краситель, но также компактными оптическими считывающими устройствами, которые будут периодически проверять состояние этой смолы. Если будет установлено, что смола серьезно разложилась, владелец транспортного средства будет предупрежден.

Такая система могла бы уберечь водителей от поломок на дорогах, а также гарантировать, что все еще работающие двигатели не будут заменены преждевременно, основываясь только на оценке их срока службы.

Статья об исследовании, которым руководит университетский профессор Вольфганг Биндер, недавно была опубликована в журнале Advanced Materials.

Источник: New Atlas / Martin Luther University Halle-Wittenberg