Моторы электромобилей с низким шумом - благо для многих в городах с шумным загрязнением, где плохо заглушенные бензиновые двигатели могут трепать нервы (и барабанные перепонки). Несмотря на то, что электромобили снижают уровень звукового загрязнения, они настолько тихие, что могут создавать угрозу безопасности, особенно для людей с нарушениями зрения. Добавление звука к электромобилям делает их более безопасными для пешеходов, особенно для слабовидящих и слепых. Но насколько хорошо это работает?
Майкл Роан, профессор инженерии в Университете штата Пенсильвания, говорит, что тихий шум от электромобилей небезопасен, особенно для слабовидящих, которые полагаются на свои уши, чтобы обнаружить приближающуюся опасность.
Фактически, как пишет организация Vision Australia, 35% слепых или слабовидящих сообщают, что их сбили или почти сбили электромобили, которых они не слышали.
Чтобы решить эту проблему, производители добавляют в электромобили искусственные звуки. Правительства также осведомлены об этой проблеме, поскольку Австралия, США и ЕС устанавливают стандарты в отношении того, сколько шума должны производить электромобили.
В Соединенных Штатах правила требуют, чтобы звуки транспортного средства были обнаружены на определенных расстояниях для различных скоростей транспортного средства, причем более высокие скорости соответствуют большим расстояниям обнаружения.
Майкл Роан из Университета штата Пенсильвания и Люк Нейроутер из Технологического транспортного института Вирджинии и их команда проверили, насколько хорошо люди улавливают звуки электромобиля с точки зрения этих требований и работают ли эти стандарты.
Чтобы выяснить это, Роан позаимствовал Chevy Volt у General Motors и нанял 16 человек (некоторые с ослабленным зрением, а некоторые с нормальным зрением, но с завязанными глазами) послушать приближающийся автомобиль на тихом участке дороги. Иногда Chevy Volt оставался немодифицированным; а в других случаях использовались динамики, запрограммированные на излучение четырех различных типов звуков, и все они соответствовали стандартам.
Когда его добровольцы слышали приближающийся автомобиль, он попросил их нажимать кнопку. Когда они думали, что его нет, они нажимали кнопку второй раз.
Чтобы усложнить задачу, в некоторых тестах команда Роана настраивала динамики для воспроизведения фонового шума, сопоставимого с обычным городским шумом. Иногда автомобиль ехал 20 км/ч, иногда 10 км/ч.
Результаты были обескураживающими.
В целом, как сказал Роан на прошлой неделе в Сиэтле, штат Вашингтон, на 181-м заседании Американского акустического общества, люди слышали автомобиль намного лучше на 20 км/ч, чем на 10 км/ч - неудивительно, потому что чем быстрее машина едет, тем более в ее общем звуке преобладает шум шин.
По его словам, на скорости выше 20 км/ч преобладает шум от шин, и большинство автомобилей звучат примерно одинаково. Но на скорости 10 км/ч он обнаружил, что 20% его добровольцев встали бы на путь опасности.
Хуже того, в ходе 90 экспериментальных заездов было два, в которых автомобиль никто не слышал. Это не так уж и много, «но если экстраполировать это на миллионы и миллионы людей, то будет очень много людей, которые получат травмы», - говорит он.
Следующий шаг - выяснить, какой тип шума лучше всего снижает этот риск, но не является неприятно громким.
Регулирующие органы, по словам Роана, запретили делать звук от автомобиля просто похожим на шум двигателя внутреннего сгорания. По его словам, на тестах «людям это действительно не нравилось».
Вместо этого они хотят чего-то «более футуристического», указывающего на то, что автомобиль является электрическим. Он добавляет, что звуки, которые кажутся наиболее эффективными для привлечения внимания, - это не постоянное жужжание, а те, которые меняются по громкости или высоте. «Это очень быстро привлекает внимание людей», - говорит он. «[Хотя] их фактор раздражения имеет тенденцию возрастать, так что это баланс».
Другой вопрос, как заставить это все работать, поскольку будущее зеленой энергии полностью наступает и электромобили повсюду. Роан сказал, что необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы выяснить, ситуацию когда все транспортные средства на перекрестке будут электрическими. Дополнительные звуки могут создать сложную интерференционную картину, которая может привести к появлению некоторых мест с громким звуком, а в других местах - очень слабого звука.
«Если в одном месте 20 таких машин, как это повлияет на обнаружение людьми наиболее опасной?» - спрашивает Роан. «Я не думаю, что это еще кому-то известно».
Команда представила свои выводы на 181-м заседании Американского акустического общества.
Источник: EurekAlert!