Нос знает: исследования показывают, что наши предпочтения в отношении запахов не определяются культурными факторами.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Социология
Шрифты

Результаты нового международного исследования восприятия запахов показывают, что люди во всем мире склонны любить и не любить одинаковые запахи, независимо от их образа жизни и культурного происхождения и фона.

В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, 235 человек попросили оценить 10 молекул запаха по шкале от самых приятных до самых неприятных. Молекулы были разведены в минеральном масле и представлены участникам с помощью устройств для подачи запаха, напоминающих фломастеры (известные под торговой маркой «Sniffin’ Sticks»).

Молекулы включали ванилин, который пахнет ванилью, этилбутират, который пахнет ананасом или персиком, и изовалериановую кислоту, которая пахнет потными ногами.

Участники были с трех континентов — Северной Америки, Южной Америки и Азии — и их культурный фон был разным. Среди опрошенных были жители промышленно развитых городов - Нью-Йорка, Мехико и Убонратчатхани в Таиланде, а также люди, ведущие традиционный сельскохозяйственный или охотничий, собирательный и фуражировочный образ жизни.

Ванилин, основной компонент запаха стручков ванили, был самой популярной молекулой запаха в исследовании. Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

«Мы хотели выяснить, имеют ли люди во всем мире одинаковое восприятие запахов и любят ли они одни и те же типы запахов, или же это связано с культурой», — объясняет Артин Аршамян, ведущий автор исследования и исследователь в области клинической неврологии в Каролинском институте в Швеции.

«Поскольку эти группы живут в таких несопоставимых пахучих средах, как тропический лес, побережье, горы и город, мы фиксируем множество различных типов «запаховых переживаний», — добавляет он.

Восприятие запаха: общепринятый победитель.

Исследование показало, что в целом люди из всех групп склонны ранжировать запахи в одинаковом порядке. Самым популярным запахом в целом был ванилин, а изовалериановая кислота была последней. Это говорит о том, что предпочтение запаха может быть универсальным для людей, а не формироваться культурными различиями.

Поддерживая эту интерпретацию, исследователи обнаружили, что среднее сходство оценок приятности запаха для пар людей из одной и той же культурной группы было лишь немного выше, чем для пар людей из разных культур (τ = 0,32 против 0,28). Другими словами, люди из одной и той же культурной группы не были значительно более похожи, чем люди из разных культур, в том, как они оценивали запахи.

Изовалериановая кислота, которая, как говорят, пахнет потными ногами, была наименее популярной среди участников исследования со всего мира. Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Итак, если наш культурный фон не играет большой роли в формировании того, какие запахи нам нравятся или не нравятся, то что же?

Исследовательская группа сообщила, что личные предпочтения объясняют около 54% вариаций в их наборе данных, но второе место занимает молекулярная структура молекулы запаха, которая объясняет 41% вариаций.

Для дальнейшего изучения роли молекулярной структуры команда создала модель машинного обучения, в попытке предсказать, насколько приятен запах, основываясь на химической структуре молекулы. Для построения модели использовалась информация о химической структуре и приятности (по оценке участников исследования из США) 466 других молекул запаха. Затем исследователи проверили модель на 10 молекулах запаха, использованных в их исследовании, и обнаружили, что предсказания модели о «рейтинге приятности» сильно коррелируют с их экспериментальными результатами. Это подтверждает гипотезу о том, что химическая структура молекул запаха помогает определить, насколько они приятны людям.

«Теперь мы знаем, что существует универсальное восприятие запаха, основанное на молекулярной структуре, и это объясняет, почему нам нравится или не нравится определенный запах», — говорит Аршамян.

«Следующий шаг — изучить, почему это так, связав это знание с тем, что происходит в мозгу, когда мы ощущаем определенный запах».

Источник: CosmosMagazine