Когда ребенок тянется к одной мягкой игрушке в комнате, заполненной другими подобными ей, этот, казалось бы, случайный выбор является очень плохой новостью для этих неотобранных игрушек: ребенок, вероятно, просто решил, что ему не нравится то, что он не выбрал.
Хотя исследователям давно известно, что взрослые на протяжении всей жизни вырабатывают бессознательные предубеждения, делая выбор между вещами, которые по сути одинаковы, новое открытие Университета Джона Хопкинса предполагает, что даже младенцы участвуют в этом явлении, демонстрируя, что этот способ обоснования выбора является интуитивным и каким-то образом фундаментальным для человеческого опыта.
«Сам процесс выбора меняет наше отношение к имеющимся предметам выбора», - сказал соавтор Алекс Сильвер, бывший студент Университета Джона Хопкинса, а теперь аспирант по когнитивной психологии в Университете Питтсбурга. «Даже младенцы, которые действительно только начинают делать выбор, имеют это предубеждение».
Люди предполагают, что выбирают то, что им нравится. Но исследования показывают, что иногда это происходит наоборот: нам нравятся вещи, потому что мы их выбираем. И нам не нравятся вещи, которые мы не выбираем.
«Я выбрала это, поэтому мне это должно понравиться. Я не выбрала эту другую вещь, поэтому она не должна быть настолько хорошей. Взрослые делают эти выводы бессознательно», - сказала соавтор Лиза Фейгенсон, когнитивист из Университета Джона Хопкинса, специализирующаяся на детском развитии. «Мы оправдываем свой выбор постфактум».
Это имеет смысл для взрослых в потребительской культуре, которые должны делать произвольный выбор каждый день, от брендов зубной пасты до марок автомобилей и стилей джинсов. Вопрос для Фейгенсона и Сильвера был в том, когда именно люди начинают это делать. Поэтому они обратились к младенцам, у которых не так уж много выбора, так что, как выразился Фейгенсон, они являются «прекрасным окном в истоки этой тенденции».
Команда привела в лабораторию детей в возрасте от 10 до 20 месяцев и дала им свободу выбора предметов для игры: два одинаково ярких и красочных мягких блока.
Люди предполагают, что выбирают то, что им нравится. Но исследования показывают, что иногда это происходит наоборот: нам нравятся вещи, потому что мы их выбираем. И нам не нравятся вещи, которые мы не выбираем. Фото: Will Kirk / Johns Hopkins University
Они устанавливали каждый блок далеко друг от друга, поэтому младенцам приходилось подползать к одному или другому - случайный выбор.
После того, как ребенок выбрал одну из игрушек, исследователи забирали ее и возвращались с новым вариантом. Затем дети могли сделать выбор из игрушки, с которой они не играли в первый раз, или из новой игрушки.
«Младенцы надежно предпочли поиграть с новым предметом, а не с тем, который они раньше не выбирали, как если бы они говорили: « Хм, я не выбирал этот предмет в прошлый раз, думаю, мне это не очень понравилось», - сказал Фейгенсон. «Это основной феномен. Взрослым будет меньше нравиться то, что они не выбрали, даже если у них изначально не было реальных предпочтений. И младенцы, точно так же, не предпочитают неизбранный объект».
В последующих экспериментах, когда исследователи вместо этого выбрали игрушку, с которой будет играть ребенок, это явление полностью исчезло. Если убрать элемент выбора, сказал Фейгенсон, феномен исчезнет.
«На самом деле они выбирают не на основании новизны или внутренних предпочтений», - сказал Сильвер. «Я думаю, это действительно удивительно. Мы не ожидали, что младенцы будут делать такой методичный выбор».
Чтобы продолжить изучение эволюции выбора у младенцев, лаборатория рассмотрит идею «перегрузки выбора». Для взрослых выбор - это хорошо, но слишком много вариантов может стать проблемой, поэтому лаборатория попытается определить, верно ли это и для младенцев.
Bсследование было опубликовано в журнале Psychological Science.
Источник: Medical Xpress / Johns Hopkins University