Вода на Марсе могла течь на миллиард лет дольше, чем предполагалось.

Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Наблюдения в рамках продолжительной миссии на Марс показывают, что жидкая вода могла течь на Красной планете всего 2 миллиарда лет назад, намного позже, чем когда-то думали ученые.

Ученые зафиксировали наличие отложений хлоридов (солей хлороводородной кислоты HCl), оставленных проточной водой, используя многолетние данные Марсианского разведывательного спутника НАСА (Mars Reconnaissance Orbiter, MRO), который находится на орбите Красной планеты с 2006 года.

Изучив десятки изображений соляных отложений, сделанных спектрометром видимого и ближнего инфракрасного излучения Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars (CRISM), ученые интерпретировали более молодой возраст соляных отложений, используя метод «подсчета кратеров». Чем моложе регион, тем меньше кратеров в нем должно быть, с поправкой на такие аспекты, как атмосфера планеты, что позволяет ученым оценить его возраст.

Новые результаты продвигают существование воды на Марсе с 3 миллиардов лет назад до всего 2 миллиардов лет назад, основываясь на наблюдениях, которые могут иметь значение для жизни на Марсе и, в более широком смысле, для геологической истории планеты.

«Часть ценности MRO заключается в том, что наш взгляд на планету со временем становится все более детальным», — говорится в заявлении Лесли Тампари, заместителя научного руководителя по проекту MRO в Лаборатории реактивного движения НАСА. «Чем большую часть планеты мы нанесем на карту с помощью наших инструментов, тем лучше мы сможем понять ее историю».

Ученые также создали карты высот с помощью широкоугольной контекстной камеры (Context Camera, CTX) разведывательного спутника MRO и увеличенных изображений местности, предоставленных камерой (High Resolution Imaging Science Experiment, HiRISE), которая может обнаруживать кратеры размером с марсоходы Curiosity или Perseverance.

Соляные минералы были впервые обнаружены 14 лет назад другим космическим спутником под названием Mars Odyssey, но преимущество MRO заключается в том, что у него есть инструменты с более высоким разрешением, чем у более старого (и все еще работающего) спутника на орбите.

Исследование, основанное на этой работе, было опубликовано 27 декабря 2021 года в журнале Американского геофизического союза American Geophysical Union Advances.

В последние годы ученые провели многочисленные исследования, чтобы оценить пространство проточной воды на Марсе, как с близкого расстояния в ходе наземных миссий, так и с использованием орбитальных данных. Всего несколько дней назад, предполагаемый подземный резервуар с водой на южном полюсе Марса был развенчен с помощью новых интерпретаций данных.

Источник: Live Science.