На Марсе обнаружен гигантский ударный кратер, похожий на пень дерева, и у него есть даже кольца.

Фото: ESA/Roscosmos/CaSSIS, CC BY-SA 3.0 IGO

Марсианский зонд сделал странное изображение поверхности Красной планеты, которая выглядит как гигантский пень с кольцами и всем прочим.

По программе ExoMars космический аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) — совместная миссия Европейского космического агентства (ЕКА) и российского космического агентства «Роскосмос» — изучает Марс сверху, облетает планету и собирает данные о ее разреженной атмосфере. Но эта орбитальная точка обзора также позволяет TGO видеть Марс сверху, делая снимки его поверхности с помощью цветной стереоскопической камеры высокого разрешения (Colour and Stereo Surface Imaging System, CaSSIS).

На недавно обнародованном изображении, сделанном орбитальным аппаратом 13 июня 2021 года на севере Ацидалийской равнины, странная особенность поверхности заставляет кружиться голову. Сверху она выглядит как гигантский пень дерева с концентрическими кольцами, отмечающими его возраст. Однако, это не пень инопланетного дерева, а скорее ледяной ударный кратер.

К сведению: Ацидалийская равнина также является местом посадки пилотируемой миссии на Марс, описанной в научно-фантастическом романе и фильме «Марсианин».

Хотя кольца кратера не говорят о его возрасте, узоры внутри кратера могут помочь исследователям лучше понять, из чего состоит его структура и что происходило на Марсе на протяжении всей его истории.

Одна вещь, которую, по мнению ученых, они могут сказать о кратере, заключается в том, что он битком набит отложениями, богатыми водяным льдом; отложений, которые были заложены гораздо раньше в истории планеты, говорится в заявлении ЕКА. Они думают, что эти отложения в ударном кратере осели там из-за того, как со временем изменился наклон, или ось вращения, планеты. Наклон планеты, как мы видим на Земле, вызывает сезонные изменения, и наклон Марса с течением времени довольно сильно изменился по сравнению с наклоном Земли.

Согласно заявлению, в это более раннее время на Марсе наклон планеты или ось вращения позволил бы отложениям водяного льда формироваться на более низких широтах, чем это было бы возможно сегодня.

На самом деле, «кольца» кратера и заметные трещины, вероятно, связаны с изменениями окружающей среды с течением времени. Исследователи считают, что эти особенности являются результатом смены времен года и температуры, в результате чего материал в кратере расширяется и сжимается в зависимости от жары и холода.

Космический аппарат TGO прибыл на Марс в 2016 году в рамках миссии ЕКА ExoMars для изучения планеты с ее орбиты. Миссия продолжает доставлять подобные изображения, а также данные об атмосфере, геологии, поверхности, истории Марса и многом другом.

Источник: Live Science.