Первая глобальная карта Титана освещает озеры, равнины, дюны и горы.

Фото: NASA/JPL-Caltech

В некотором смысле самым похожим на Землю миром в нашей солнечной системе (кроме Земли, очевидно) является самая большая луна Сатурна, Титан. И теперь астрономы из научно-исследовательский центра НАСА - лаборатория реактивного движения (JPL) и Университета штата Аризона использовали годы данных от автоматической межпланетной станции Кассини, чтобы построить первую глобальную карту Титана.

Из космоса Титан выглядит как безликая оранжево-коричневая луна - но это из-за его густой атмосферы. Миссия Кассини смотрела сквозь туманные облака и открыла удивительную поверхность сложной геологии, нарезанную гидрологическими циклами, очень похожую на земную. Титан - единственное место, помимо нашего родного мира, в котором, как известно, есть озера, реки, моря и дожди, но вместо воды - это жидкий метан и этан.

«Титан имеет активный гидрологический цикл на основе метана, который сформировал сложный геологический ландшафт, что делает его поверхность одной из самых геологически разнообразных в солнечной системе, - говорит Розали Лопес (Rosaly Lopes), ведущий автор нового исследования. - Несмотря на разные материалы, температуры и гравитационные поля между Землей и Титаном, многие поверхностные особенности схожи между двумя мирами и могут быть истолкованы как продукты одних и тех же геологических процессов».

И теперь, благодаря работе команды Розали Лопес, у нас есть глобальная карта поверхности Титана. Исследователи использовали данные более чем 120 облетов, которые Кассини выполнил за эти годы, сочетая измерения, сделанные его радаром, инфракрасными приборами и приборами в видимом спектре света.

На карте показан мир, где вокруг экватора находятся нанесенные ветром дюны из органического «снега», перемежающиеся с бугристыми районами, где доминируют более постоянные холмы и горы. Средние широты - это в основном широкие, плоские равнины, простирающиеся между другими бугристыми участками и усеянные «лабиринтами», которые являются областями, нарушенными тектонической активностью.

Новая карта Титана показывает, где находятся все основные достопримечательности. Фото: NASA/JPL-Caltech/ASU

Другими важными достопримечательностями, конечно же, являются метановые озера и моря, которые в основном сосредоточены на полюсах, в частности крупнейшее углеводородное Море Кракена около северного полюса Титана. И, наконец, вокруг разбросаны ударные кратеры, самым крупным из которых является Менрва шириной 440 километров в восточном полушарии.

«Это исследование является примером использования комбинированных наборов данных и инструментов», - говорит Лопес. «Хотя у нас не было глобального охвата радара с синтезированной апертурой [SAR], мы использовали данные других приборов и других режимов радара, чтобы корреляционно сопоставить характеристики различных единиц местности, чтобы мы могли сделать вывод о том, какие ландшафты есть даже в тех областях, где нет покрытия SAR».

Лучшее понимание схемы поверхности Титана может помочь сузить достопримечательности для будущих миссий. Это включает в себя грядущий проект НАСА Dragonfly (в переводе с английского — «стрекоза») — проект космического аппарата и одноименной миссии, предполагающей посадку винтокрылого летательного аппарата на Титан, который должен начать исследовать этот увлекательный мир в 2034 году, и потенциальную подводную лодку, которая сможет исследовать его шипящие озера и моря.

Исследование было опубликовано в журналеNature Astronomy.

Источник: New Atlas / NASA