Новые данные раскрывают секреты «странных радиокругов» шириной в миллион световых лет.

Фото: CSIRO

Астрономы могут быть на шаг ближе к разгадке космической тайны, известной как "странные радиокруги" или "орки"(от англ. ORC, odd radio circle). Новые изображения, сделанные радиотелескопом MeerKAT, являются самыми четкими и подробными из когда-либо сделанных, помогая сузить список подозреваемых в том, что их создает.

Как и многие астрономические аномалии, название говорит вам почти все, что вам нужно знать о странных радиокругах — это круглые сгустки радиоизлучения, которые нельзя объяснить известными объектами или явлениями. Они также довольно недавняя загадка: первый из них была обнаружен только в сентябре 2019 года, и на данный момент подтверждено всего пять.

Эти призрачные кольца сложно изучать из-за их бледной слабости, редкости и того факта, что они не проявляются в оптическом, инфракрасном или рентгеновском диапазонах. Раньше астрономы даже не могли быть уверены, были ли они огромными и далекими, или же они были меньше и находились в пределах нашей собственной галактики.

Более поздние наблюдения помогли определить их размер и расстояние, обнаружив, что в первом случае было так — "орки" имеют ширину около миллиона световых лет, что делает их примерно в 16 раз больше, чем Млечный Путь. Интересно, что они, кажется, сосредоточены вокруг галактик с активными сверхмассивными черными дырами в ядре, что может дать ключ к разгадке их происхождения.

Новое изображение странного радиокруга. Радиоизображения, полученные радиотелескопом MeerKAT, выделены зеленым цветом, а фон был заполнен оптическими и ближним инфракрасными данными из астрономического обзора Dark Energy Survey. Фото: J. English (U. Manitoba)/EMU/MeerKAT/DES(CTIO).

В новом исследовании, астрономы внимательно изучили самый первый обнаруженный ORC, используя радиотелескоп MeerKAT в Южной Африке, чтобы получить гораздо более детализованные изображения, чем когда-либо прежде. Конечные результаты выявили сложную структуру, содержащую несколько внутренних кругов, и позволили команде составить карты поляризации излучения и спектрального индекса.

Со всеми этими новыми данными, исследователи смогли предложить три основные гипотезы о том, что могло создавать странные радиокруги. Они могут быть остатками огромных взрывов из галактик в их центре, возможно, вызванных слиянием двух сверхмассивных черных дыр. Или они могут быть круглыми струями энергетических частиц, выброшенных из центра галактики. Или это могут быть ударные волны от образования звезд в галактике.

Несколько тарелок из массива в радиотелескопе MeerKAT в Южной Африке. Фото: SARAO.

Как и в случае с любой загадкой, сбор большего количества данных является ключом к разгадке того, что такое странные радиокруги. Радиотелескопы, такие как MeerKAT и ASKAP, продолжат наблюдать за обнаруженными странными радиокругами и искать новые. Все действительно начнется, когда примерно в 2027 году будет полностью запущен радиотелескоп Square Kilometer Array (SKA).

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Источник: CSIRO.