Началась галактическая охота за планетами в Зоне Венеры.

Фото: O'Rourke, J.G., Wilson, C.F., Borrelli, M.E. et al.

Несмотря на то, что Венера является ближайшей планетой к Земле, мы еще многого о ней не знаем, особенно когда речь идет о ее истории в галактическом масштабе. Была ли она когда-то обитаем? Была ли там когда-нибудь вода? Отличалась ли когда-нибудь атмосфера от токсичного коктейля из двуокиси углерода и серной кислоты, который сегодня циркулирует вокруг его пылающей поверхности? Может ли это быть поучительной историей для Земли? Чтобы это выяснить, астрономы предложили использовать космический телескоп Джеймса Уэбба, чтобы посмотреть на пять экзопланет, существующих в Зоне Венеры.

Зона Венеры, впервые предложенная в 2014 году астрофизиком Стивеном Кейном (Stephen Kane) из Калифорнийского университета в Риверсайде, представляет собой область вокруг звезды, где слишком жарко, чтобы на планете могла остаться вода, но не настолько жарко, чтобы она потеряла свою атмосферу. Это похоже на идею Зоны Златовласки, где астрономы регулярно тренируют свои инструменты, чтобы найти планеты, которые все еще содержат жидкую воду и, следовательно, могут иметь «подходящие» условия для формирования жизни.

Наблюдение за экзопланетами в Зоне Венеры может помочь астрономам лучше понять нашего собственного планетарного соседа. Например, если в Зоне Венеры была обнаружена экзопланета, выделяюющая такие газы, как метан или закись азота, это может указывать на наличие жизни.

«Обнаружение этих молекул на экзоВенере показало бы, что обитаемые миры могут существовать в Зоне Венеры, и усилило бы вероятность умеренного периода в прошлом Венеры», — сказал Колби Остберг (Colby Ostberg), аспирант Калифорнийского университета в Риверсайде.

Остберг возглавил исследование по выявлению пяти планет, подобных Венере, из списка из 300, которые были бы идеальными кандидатами для дальнейшего изучения. Сокращая список, Остберг и его коллеги учитывали такие критерии, как размер, масса, плотность, орбитальные пути и расстояние от их звезд. Исследователи предполагают, что космический телескоп Джеймса Уэбба изучит эти планеты в 2024 году в рамках продолжающегося исследования галактики, в которой он недавно заметил свою первую эксполанету. По этой причине, они также искали планеты, вращающиеся вокруг относительно ярких звезд, чтобы дать телескопу наилучший свет для их наблюдения.

Еще кое-что ученые надеются выяснить, а именно, является ли недавняя вулканическая активность, замеченная на Венере, нормальной и типично ли отсутствие тектонической активности.

Данные, собранные в ходе наблюдений космическим телескопом Джеймса Уэбба, будут добавлены к результатам двух предстоящих миссий НАСА по исследованию Венеры: DAVINCI, которая проанализирует атмосферу Венеры, и VERITAS, которая создаст трехмерную карту ландшафта. Результат всей этой новой информации может помочь астрономам понять, почему Земля и ее ближайший сосед имеют такие контрастные условия, и вызывает ли адская атмосфера на Венере что-то для нас, землян, о чем нужно беспокоиться.

Или, как выразился Кейн: «Земля странная или Венера странная?»

«Возможно, одна или другая эволюционировали необычным образом, но трудно ответить на этот вопрос, когда у нас есть только две планеты для анализа в нашей Солнечной системе, Венера и Земля. Исследования экзопланет дадут нам статистическую возможность объяснить наблюдаемые нами различия», — добавил он.

Если исследование покажет, что все планеты в Зоне Венеры идут по пути нашего раскаленного планетарного соседа, говорит Кейн, это действительно может стать причиной для беспокойства.

«Это было бы предупреждением для нас здесь, на Земле, так как опасность реальна», — сказал он. — «Нам нужно понять, что произошло там, чтобы убедиться, что это не произойдет здесь».

Исследование опубликовано в The Astronomical Journal.

Источник: University of California, Riverside.