Давно затерянное невидимое звездное кладбище, обнаруженное двумя радиотелескопами.

Фото: R. Kothes (NRC) and the PEGASUS team.

Модели Вселенной предсказывают, что остатки сверхновых должны быть гораздо более распространенными, чем мы видим. Теперь новое изображение с чувствительных радиотелескопов показывает, что недостающие остатки прячутся у всех на виду.

Когда многие звезды достигают конца своей жизни, они взрываются как сверхновые, оставляя после себя расширяющееся облако материала. Но история не так проста — астрономы подсчитали, что, основываясь на возрасте и плотности Млечного Пути, мы должны увидеть в пять раз больше остатков сверхновых, чем было обнаружено до сих пор. Возникает очевидный вопрос – где они все?

Как оказалось, остатки сверхновых всегда были там — они просто невидимы для большинства наших инструментов. Чтобы обнаружить их, астрономы объединили наблюдения двух радиотелескопов в Австралии, Паркс (Parkes) и «АСКАП» (ASKAP), каждый из которых имеет свои преимущества. Паркс может захватывать данные в более широком диапазоне, в то время как снимки «АСКАП» имеют более высокое разрешение и обеспечивают очень мелкие детали.

Объединив свои возможности, два радиотелескопа нанесли на карту регион размером около 1% галактической плоскости Млечного Пути. Обычно в этой области видны семь остатков сверхновых, но новое изображение выявило более 20 новых. Более яркие пятна на изображении — это остатки сверхновых, а зеленое пятно представляет собой газообразный водород между ними, который может подпитывать рождение новых звезд.

Призрачные газовые облака попадают в фокус благодаря объединенным возможностям каждого радиотелескопа. На изображении радиотелескопа Паркс этот регион выглядит как не более чем зеленоватый туман с двумя красными светящимися шарами. Изображение радиотелескопа «АСКАП» показывает детали остатков, но упускает из виду общую картину того, как они связаны. Однако вместе изображения показывают невидимое звездное кладбище.

Анимированное изображение, циклически повторяющее вид региона с каждого отдельного телескопа, а также финальное комбинированное изображение. Фото: CSIRO, R. Kothes (NRC), E. Carretti (INAF) and the EMU and POSSUM teams.

И это только начало. Оба телескопа в настоящее время используются для долгосрочных проектов, которые будут отображать большую часть Млечного Пути, охватывая площадь примерно в 100 раз больше, чем это изображение, с тем же уровнем детализации. По словам ученых, это должно выявить до 1500 новых остатков сверхновых.

Источник: CSIRO, The Conversation.