Может показаться очевидным, что дети, которые лучше видят, будут лучше учиться в классе. Но то, что это очевидно, не меняет суровой правды: только в США более 2 миллионов детей не имеют очки, которые им нужны. Теперь, самое крупное на сегодняшний день исследование подобного рода предоставляет дополнительные доказательства того, насколько разными могут быть вещи для многих из этих детей.
В ходе знаменательного эксперимента с участием более 2000 учеников из более чем 100 государственных школ Балтимора сотни детей с 3 по 7 классы получили бесплатные проверки зрения и очки.
Исследование Vision for Baltimore, проведенное исследователями из Университета Джона Хопкинса и некоммерческой организации Vision To Learn, стремилось ответить на простой вопрос, который все еще остается неизвестным: могут ли бесплатные очки, предоставляемые школьными программами по зрению (school-based vision programs, SBVP), улучшить академическую успеваемость?
«Насколько нам известно, четкой демонстрации академического воздействия SBVP не было сделано в Соединенных Штатах», - поясняет команда, в которую входят старший автор и офтальмолог Меган Коллинз.
Чтобы восполнить этот пробел, мобильная офтальмологическая клиника посетила сотни школ в рамках эксперимента в Балтиморе, предоставив бесплатную проверку зрения и очки сотням школьников с ослабленным зрением, в то время как сотни детей из других школ не получили вмешательства, таким образом выступая в качестве контрольной группы.
Когда год спустя сравнивались результаты тестов по чтению и математике в двух когортах, в группе, получившей бесплатные очки, наблюдались значительные улучшения по сравнению с контрольной группой - особенно среди девочек, учащихся со специальным образованием и студентов из квартиля с самой низкой успеваемостью в начале эксперимента.
«Мы неукоснительно продемонстрировали, что предоставление детям необходимых очков помогает им успешно учиться в школе», - говорит Коллинз.
«Очки принесли наибольшую пользу тем самым детям, которые в них больше всего нуждались - тем, кто действительно испытывал трудности в школе».
Но в то время как эксперимент предлагает убедительное предположение, что школьные программы по зрению могут значительно улучшить обучение и академическую успеваемость детей, результаты утвердились лишь не надолго.
Вторичный результат исследования - измерение эффективности вмешательства через два года - показал, что влияние программы уменьшилось по прошествии двух лет, при этом академические улучшения не сохранились.
Что касается того, почему это так, исследователи предполагают, что, возможно, студенты со временем стали меньше носить очки или что коррекция зрения, предлагаемая очками, могла со временем стать неэффективной (поскольку зрение студентов изменилось).
Если это так, результаты наводят на мысль о другом очевидном: одна пара очков может значительно улучшить то, как вы видите мир, но эффекты действительны только в соответствии с вашим предписанным рецептом.
«В совокупности эти результаты подчеркивают, что для максимального воздействия школьных программ по зрению они должны не только предоставлять очки, но и обеспечивать механизмы для мониторинга ношения очков, их замены и связи с врачам-офтальмологами по месту жительства для долгосрочной заботы», - пишут исследователи в исследовании.
Хотя здесь необходимо провести дополнительные исследования и уточнения, в том числе запустить программу в других городах и собрать больше данных о демографических характеристиках и потребностях учащихся, а также изучить влияние на детей младшего возраста - ключевой вывод совершенно ясен.
«Исследование предоставляет доказательства того, что очки не только помогают детям видеть более четко, но и более эффективно учиться», - заключают исследователи.
Результаты исследования сообщаются в журнале JAMA Ophthalmology.
Источник: Johns Hopkins University