Лед на дорогах — это нехорошо, но и вредные для окружающей среды соли на основе хлоридов, которые используются для его плавления, тоже не годятся. Однако ученые разработали более экологичную и эффективную альтернативу, которую можно смешивать прямо с асфальтом и это сохраняет активность в течение многих лет.
Соли для таяния льда на основе хлоридов, которые в настоящее время разбрасывают по дорогам, могут нанести вред окружающей среде, когда они смываются с асфальта и попадают в близлежащие водоемы.
Они также могут со временем разрушать сами дороги, на которых они устраняют обледенение, они вызывают ржавчину автомобилей, и их приходится наносить повторно в течение зимы. Даже тогда, как только на асфальте образуется свежий слой льда, водители застревают с ним до тех пор, пока снова не прибудут грузовики для разбрасывания соли.
Ученые из Китайского Хэбэйского университета науки и технологии (и других учреждений) решили устранить эти недостатки, начав с разработки соли на основе ацетата, не содержащей хлоридов. Такие соли значительно менее вредны для окружающей среды, чем хлориды, менее агрессивны к стали и другим материалам, а также работают при более низких температурах.
Исследователи приступили к смешиванию соли с поверхностно-активным веществом, диоксидом кремния, бикарбонатом натрия и доменным шлаком (который также использовался в солеустойчивом бетоне), в результате чего получился мелкий порошок. Частицы этого порошка затем покрывали раствором полимера, получая микрокапсулы. Наконец, ученые заменили часть минерального наполнителя в обычной асфальтовой смеси этими капсулами.
При испытании специального асфальта на съезде с автомагистрали было обнаружено, что он не только непрерывно плавит выпавший на него снег, но и снижает температуру замерзания воды с 0°C до -21°C. Более того, основываясь на лабораторных тестах, исследователи подсчитали, что плита тротуара толщиной 5 см будет продолжать выделять свои соляные капсулы в течение семи-восьми лет, сохраняя дорогу чистой все это время.
Статья об исследовании была недавно опубликована в журнале ACS Omega.
Источник: American Chemical Society.