Мини-робот Joey предназначен для поиска пути в канализационных трубах.

Фото: Pipebots

Робототехника
Инструменты
Шрифты

Только на этой неделе мы услышали о SPD1, роботе-пауке, предназначенном для осмотра канализационных линий. Что ж, похоже, что бот там будет не один, так как недавно анонсированный робот Joey предназначен для того, чтобы делать то же самое.

Joey был разработан в британском Университете Лидса командой под руководством профессора Нетты Коэн и доктора Тхань Луан Нгуен в рамках более крупной международной программы Pipebots.

70-граммовый (2,5 унции) робот «достаточно мал, чтобы поместиться на ладони» и может автономно перемещаться по взаимосвязанным трубам диаметром до 7,5 см. Он движется на напечатанных на 3D-принтере «колесах-ногах» с тремя спицами, которые позволяют ему как преодолевать гладкие участки, так и преодолевать препятствия. Стоимость материалов для каждого прототипа составляет около 300 фунтов стерлингов (357 долларов США) — эта цифра снизится, если они будут производилиться в промышленных масштабах.

Joey также оснащен дальномерными датчиками, которые позволяют ему измерять расстояние до стен, перекрестков и углов без необходимости включать более энергоемкую камеру и прожекторы. Тем не менее, когда встроенный микропроцессор обнаруживает проблему в трубах, робот включает освещение и камеру (вместе с микрофоном), чтобы документировать проблему.

Диаграмма, показывающая некоторые из основных компонентов Joey. Фото: Frontiers.

Коэн сообщила, что Joey полностью автономен и не требует подключения к оператору или внешнему источнику питания. В ходе лабораторных испытаний он смог самостоятельно пройти через сеть трубопроводов, состоящую из Т-образного соединения, левого и правого угла, тупика, препятствия и трех прямых участков. В среднем он мог покрыть 1 метр сети за 45 секунд.

Joey также успешно взбирался по склонам с уклонами, похожими на те, что в реальных канализационных линиях, плюс он мог преодолевать как рыхлый песок, так и жидкость для мытья посуды (последняя имитирует желеобразную слизь). Он предназначен для возвращения на базу, оборудованную зарядной станцией, когда его батарея садится.

Планируется, что будущие версии Joey должны быть полностью водонепроницаемыми, способными самостоятельно перевернуть себя в исходное положение при переворачивании вверх ногами и, возможно, даже способными устранять проблемы с канализацией, которые они обнаруживают.

Робот Joey проходит через части испытательной установки. Фото: Frontiers.

«Неясно, будут ли те же самые Joey способны делать ремонт (конечно, не этот нынешний прототип), но наше долгосрочное видение действительно заключается в том, что роботы будут делать все», — сказала Коэн. «В случае, если будущие Joey не смогут справиться с ремонтом, мы предполагаем, что они будут «вызывать» других роботов для выполнения ремонта».

Также возможно, что через 10 или 20 лет несколько Joey будут перевозиться на борту более крупного материнского робота "Kanga", который в настоящее время находится в стадии разработки. Хотя Kanga будет ограничен относительно широкими трубами, его большая батарея позволит ему путешествовать дальше по канализационным линиям, отправляя роботов Joey осмотреть более узкие трубы и сообщить о том, что они найдут.

Статья об этой технологии была недавно опубликована в журнале Frontiers in Robotics and AI.

Источник: Frontiers, Pipebots