Исследователи из Лейденского университета в Нидерландах создали, вероятно, самую маленькую лодку в мире. Эта крошечная модель длиной всего 30 микрон была напечатана на 3D-принтере в рамках проекта, посвященного созданию синтетических «микропловцов» сложной формы.
Лодка, снятая с помощью растрового электронного микроскопа, исключительно детализирована, с открытой кабиной, дымоходом и даже маленькими иллюминаторами. Это особенно впечатляет, учитывая, что вся модель составляет всего одну треть толщины человеческого волоса, то есть даже меньше, чем крошечные скульптуры, созданные художником Джонти Гурвицем в 2014 году.
Сама модель известна как 3DBenchy, и ее часто используют в качестве тестового прогона для 3D-принтеров, чтобы увидеть, насколько хорошо они справляются со всеми мелочами. Поскольку в этом проекте используется нетрадиционный метод 3D-печати, было важно убедиться, что он может достичь такого уровня детализации.
Микролодка была напечатана на 3D-принтере, но не с помощью обычного метода экструзии, который вы использовали бы для печати пластиковых объектов на макроуровне (макромасштабе). Она сделана с помощью так называемой двухфотонной полимеризации - по сути, лазер «вырезает» сложные формы и узоры на материале, который реагирует на свет.
Но это был не просто микроскопический арт-проект. Команда экспериментировала с созданием микропловцов, крошечных объектов, которые могут перемещаться в воде или других жидкостях с помощью химических реакций. Обычно это простые сферы, поэтому исследователи из Лейдена хотели выяснить, можно ли создавать более сложные формы.
Наряду с лодкой 3DBenchy команда сделала микропловцов в форме спиралей, винтовых форм, шипованных мячей и групп из трех сфер. Одна грань объектов покрыта платиной, которая вступает в реакцию с окружающей средой, образуя пузыри, толкая крошечный аппарат вперед.
Теоретически маленькую лодку можно было заставить двигаться таким образом, но это была не самая эффективная форма - как уже упоминалось, это было больше для проверки того, насколько хорошо лазер может создавать детали. Спираль и винтовые формы работали намного лучше, с одним концом, покрытым, чтобы приводить их в движение штопором.
Исследование было опубликовано в журнале Soft Matter.
Источник:New Atlas / Leiden University