Автономный вертолет Black Hawk совершил первый полет без экипажа на борту.

Фото: DARPA

Военные технологии
Инструменты
Шрифты

Программа DARPA Aircrew Labor In-Cockpit Automation System (ALIAS, буквально «Система автоматизации труда летного экипажа в кабине») сделала еще один шаг вперед: вертолет армии США UH-60A Black Hawk поднялся в воздух над Форт-Кэмпбелл, штат Кентукки, 5 февраля для 30-минутного автономного полета без кого-либо на борту.

Полет на прошлой неделе, за которым последовал второй 10-минутный полет 7 февраля, не был ни первым для ALIAS, ни первым с системой, установленной на Sikorsky Black Hawk, но на сегодняшний день он является самым амбициозным. Это был первый полет, в котором никого не было внутри такого сложного летательного аппарата, управляемого модернизированной технологией автономии Sikorsky MATRIX, которая является ключевым компонентом ALIAS, отвечающим за преобразование обычного традиционного летательного аппарата в опционально пилотируемый летательный аппарат (Optionally piloted vehicle, OPV).

Недавний полет казался относительно простым: вертолет выполнял серию маневров с педалями, преодолевая виртуальную полосу препятствий над аэродромом. Но за кулисами встроенная съемная система ALIAS продемонстрировала, насколько мы близки к полностью автономному полету сегодня.

В то время как большинство автономных систем выполняют простые задачи и действуют как помощники пилота-человека, которому все еще приходится иметь дело со сложными интерфейсами и неожиданными ситуациями, ALIAS превратила Black Hawk в полностью автоматизированный летательный аппарат, взяв на себя ключевые предполетные процедуры, включая питание систем, вторичный контроль, проверка ветра и элементы адаптивного полета, такие как взлет и посадка. Если бы произошла чрезвычайная ситуация, такая как потеря питания, система нашла бы подходящее место для посадки и приземлилась бы, даже если бы оба двигателя отказали.

Вертолет Black Hawk летит без экипажа на борту. Фото: DARPA

Во время демонстрационного полета, Black Hawk контролировался пилотом-человеком с наземной станции. Это иллюстрирует изменение отношений между людьми и компьютерами. Там, где автономные системы превратились в цифровых вторых пилотов, которые помогают пилоту-человеку, следующим шагом будет то, чтобы такие системы, как ALIAS, стали цифровым пилотом, а человек — командиром миссии, который говорит системе, что делать, а не напрямую управляет летательным аппаратом.

«Благодаря уменьшению рабочей нагрузки пилоты могут сосредоточиться на управлении миссией, а не на механике. Это уникальное сочетание программного и аппаратного обеспечения автономии сделает полет более умным и безопасным», — сказал Стюарт Янг, руководитель программы в отделе тактических технологий DARPA.

«С ALIAS, армия будет иметь гораздо больше оперативной гибкости. Это включает в себя возможность эксплуатировать летательные аппараты в любое время дня и ночи, с пилотами и без них, а также в различных сложных условиях, таких как оспариваемые, перегруженные и ухудшающиеся визуальные среды».

Видео ниже показывает недавний автономный полет без экипажа.

Источник: DARPA