Амазонское племя Бора из Колумбии и Перу имитирует речь с помощью их традиционнымх барабанов Manguaré для передачи информации, используя язык, основанный на барабанах, который позволяет им общаться с людьми на расстояние до 20 км, показывают новые исследования ученых.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Royal Society Open Science, исследователи проанализировали этот необычный способ общения и обнаружили, что он имеет много отличительных признаков разговорного языка, имитируя мелодию, ритм слов и предложений.
Бора - группа коренных народов, занимающая перуанскую и колумбийскую Амазонку, в настоящее время насчитывает всего около 1500 человек.
Барабаны Manguaré являются ключевым элементом культуры Bora, используемой для общения как внутри, так и между сообществами. Барабаны имеют доколумбовое происхождение, варианты барабана встречаются на всей территории Амазонки. Барабанщик стоит между двумя барабанами в виде цилиндров и ударяет по каждому из них молотками с резиновым покрытием, закрепленным сеткой, чтобы сохранить резину, и это служит для того, чтобы не оскорбить Manguaré. В мировоззрении анимистов Боры нет никакого различия между физическим и духовным мирами, и духи присутствуют во всем мире. Барабаны имеют разные формы, в зависимости от того, являются ли они мужчинами или женщинами и используются в некоторых церемониях в Боре.
Традиционно каждая семья имела набор барабанов, и каждый член сообщества понимал сообщения, отправленные через барабаны, без явной подготовки.
Однако исследователи отметили, что дни языка народов Бора могут быть считаны как в его устной, так и в барабанной формах.
Сегодня существует всего около 20 барабанов в наличии, и они постепенно выходят из употребления. В то же время разговорный Бора постепенно заменяется испанским.
Барабанщики Бора могут использовать свои инструменты либо в «музыкальном режиме», который используется как часть ритуалов и фестивалей, либо в «режиме разговора», который используется для передачи неофициальных сообщений и публичных объявлений.
Источники сообщают о том, что manguare барабаны могут использоваться для передачи виртуально практически любых вещей, а сообщения могут передаваться от дома к дому, чтобы передавать информацию по всему миру.
«Например, manguare используется, чтобы попросить кого-то принести что-то или прийти кого-нибудь, объявить результаты неалкогольных соревнований по питью или прибытие посетителей», - сказал доктор Фрэнк Сейфарт (Frank Seifart), лингвист из Амстердамского университета.
«В этой модели используются только две высоты тона звука, и каждый бит соответствует слогу соответствующей фразы разговорного языка племени Бора».
«Объявления содержат в среднем 15 слов и 60 барабанных ударов».
Вождь племени Бора с парой традиционных барабанов, каждый в виде цилиндров длиной около двух метров. Фото: Dirk Schroeder / CHROMO / agefotostock
Работая в Институте эволюционной антропологии им. Макса Планка, доктор Сейфарт и его коллеги проанализировали записи барабанов Manguaré и разговорного языка племени Бора, собранные в рамках проекта, документирующего лингвистическое и культурное наследие Боры.
Затем они сравнивали разговорные и барабанные сообщения, сделанные одними и теми же людьми, чтобы понять лингвистическую структуру барабанных звуков Бора и как это связано с устной версией.
Их анализ подтвердил, что барабаны имитируют тон и ритм речи племени Бора.
«Ритм оказывается решающим для того, чтобы отличить слова в барабанной передаче сообщений племени Бора», - сказал доктор Сейфарт.
«Есть четыре ритмических элемента, закодированных в длительности пауз между ударами. Эти элементы соответствуют интервалам от гласных до гласных с различным количеством согласных и длиной гласных».
«Два фонологических тона, представленные в барабанной речи, кодируют лишь несколько лексических контрастов. Таким образом, ритм, по-видимому, ключевым образом способствует разборчивости барабанных сообщений племени Бора».
Подобная барабанная речь имеется и в других сообществах, как и языки, основанные на свисте, таких как Сильбо Гомеро, форма свистящая форма одного из диалектов испанского языка, используемого на Канарских островах. Жители общаются на нём через глубокие ущелья и узкие долины, которыми изрезан весь остров. Носителя сильбо гомеро называют сильбадором (свистуном). В 2009 году язык занесён в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Практическое объяснение: эхо искажает громкие звуки в горах. Перекрикиваться пастухам (и не только пастухам) в ущельях невозможно из-за эха, но свист позволял доносить информацию до собеседника.
Источник: independent.co.uk