Почему некоторые дети рискуют больше, чем другие?

Фото: Public Domain

Социология
Шрифты

В то время как некоторые дети склонны к риску, другие предпочитают не рисковать. Ученые долго размышляли, основаны ли эти различия просто на личности детей, или их окружение также формирует их готовность рисковать. Социально-экономические факторы влияют на склонность детей к риску, говорится в новом исследовании, и неверные решения не всегда являются следствием недальновидности или отсутствия самоконтроля.

Исследовательская группа под руководством Бостонского университета обнаружила, что дети из разных социально-экономических слоев принимают разные решения, когда оказываются в одной и той же рискованной ситуации. Эти результаты предоставляют экспериментальные доказательства того, что рискованные решения в детстве не всегда отражают недальновидность или отсутствие самоконтроля. Вместо этого дети могут рационально выбирать риск, когда это имеет смысл в контексте их окружения, и избегать риска, когда это не так.

Предпосылка этого исследования известна как «теория развития чувствительности к риску», которая основана на наблюдениях за тем, как животные ведут себя в ситуации кормления, и утверждает, что развивающиеся организмы учатся использовать различные стратегии риска в зависимости от наличия ресурсов и степени их потребности. Например, сытая лиса вряд ли рискнет заходить на опасные территории для обильной трапезы, когда некоторое количество еды уже имеется. Напротив, голодная лиса может пойти на больший риск, чтобы получить доступ к большому обеду.

Чтобы проверить, применима ли эта теория и к людям, исследователи создали экспериментальную ситуацию, чтобы выяснить, будут ли предпочтения детей в отношении риска меняться в зависимости от их социально-экономического статуса и размера предлагаемого вознаграждения.

Десяткам детей в возрасте от 4 до 10 лет был предоставлен выбор: либо принять определенное количество стикеров, либо покрутить колесо, чтобы получить больше стикеров с вероятностью 50/50, либо вообще ничего. Некоторые из заданий включали в себя вариант крупного вознаграждения (сохранить четыре стикера или покрутить колесо, чтобы получить восемь стикеров или не получить их вообще) и вариант небольшого вознаграждения (сохранить два стикера, или покрутить колесо для разнообразия, чтобы или получить четыре стикера, или ничего). Пока дети участвовали в экспериментах, их родителей спрашивали об их социально-экономическом статусе.

Эксперименты показали, что дети из семей с более низким социально-экономическим статусом более склонны к риску в испытании с большим вознаграждением, чем дети из более богатых семей. В испытании с небольшим вознаграждением социально-экономический статус не имел существенного значения. Более того, хотя мальчики чаще, чем девочки, принимали рискованные решения, гендерные различия, по-видимому, не оказывали существенного влияния на социально-экономические модели, проверяемые исследователями.

«Дети с более низким социально-экономическим статусом следовали схеме, предсказанной теорией», — сказал старший автор исследования, Питер Блейк, доцент кафедры социального когнитивного развития в Бостонском университете. «Они вели себя как голодная лиса. Они с большей вероятностью шли на риск, чтобы получить большее вознаграждение, а когда дело доходило до вознаграждения меньшей ценности, они выбирали определенный надежный вариант, чтобы они определенно что-то получили».

Необходимы дальнейшие исследования для оценки роли дополнительных факторов принятия риска, включая давление сверстников и другие виды социальных отношений, в которые вовлечены дети.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Источник: EurekAlert!