Мы довольно хорошо умеем расшифровывать эмодзи, даже если это не идеальное совпадение для слов.

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Социология
Шрифты

Первые эмодзи (язык идеограмм и смайликов) были созданы в Японии в конце 1990-х, чтобы сократить время и данные, необходимые для написания слова. С тех пор эти маленькие «графические слова» стали основным продуктом современного дискурса, они используются чтобы поделиться своими шутками, выразить эмоции или добавить изюминку в разговор.

Но хотя компьютеру может быть проще отправлять и получать смайлики, чем слова, от нас, простых смертных, требуется немного больше усилий.

Новое исследование показывает, что большинство людей могут легко понять смайлик, если он напрямую заменяет слово - например, значок для автомобиля вместо слова «автомобиль» - однако нам требуется примерно на 50 процентов больше времени, чтобы осмыслить значок.

Небольшая задержка, вероятно, существует из-за того, что наш разум интерпретирует эти изображения как картинки, а не как слова, утверждают авторы, что требует дополнительного этапа обработки.

Сначала наш мозг должен распознать изображение перед нашими глазами, а затем мы должны сопоставить это изображение со словом. Если мы просто прочитаем слово, мы доберемся до него раньше.

Это может показаться очевидным, но было проведено на удивление мало исследований того, интерпретируем ли мы смайлики как картинки или как слова, особенно когда они используются как прямые заменители более формализованного языка.

Смайлы могут заменять слова в тексте. Смайлы внутри предложений обрабатываются как картинки. Страдает ли в результате понимание предложений? Фото: RUB, Marquard

Чтобы выяснить, как наш мозг читает предложения с смайликами, исследователи из Германии организовали онлайн-исследование для самостоятельного чтения среди 53 носителей немецкого языка.

В эксперименте участникам показывали на экране предложения по одному слову за раз. Когда они закончили читать слово, они нажимали клавишу на клавиатуре, чтобы вызвать следующее слово. Вместо того, чтобы включать только слова, в некоторых предложениях слово заменялось смайликом.

После прочтения каждого предложения участникам задавали вопросы, чтобы убедиться, что они правильно это поняли. Измеряя время чтения каждого слова, исследователи обнаружили, что большинство людей смогли точно понять предложения с смайликом, заменяющими слово, хотя на это у них уходит примерно на 350 миллисекунд больше, чем когда предложение содержит только слова: 456 миллисекунд с словом и 804 миллисекунды с смайликом.

Это все еще довольно быстро, учитывая все обстоятельства. Еще более впечатляюще, когда слово заменяется значком, который переводится в другое слово с тем же произношением - например, изображение мыши-грызуна для компьютерной мыши или изображение пальмы (англ. Palm) для обозначения ладони (также англ. Palm)- нашему уму требуется примерно на 900 миллисекунд больше, чтобы понять, что это означает.

Кажется, что в течение секунды наш мозг способен составить целый словарный запас слов, которые звучат одинаково и могут соответствовать картине, которую мы видим, прежде чем выбрать наиболее подходящий омофон. (Омофоны - фонетическая двусмысленность в языкознании — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение).

«На первом этапе, происходит визуальная концептуальная активация», - поясняют авторы.

«Если этого шага недостаточно для генерации осмысленного высказывания, фонологическая информация из лексического объекта извлекается для доступа к дополнительным значениям, а исходное активированное понятие (концептуальная активация) должно быть подавлено».

Основываясь на этих выводах, авторы статьи утверждают, что смайлики интерпретируются контекстно-зависимым образом.

Например, если слово напрямую заменяется смайликом, наш мозг не утруждает себя поиском полного лексического представления исходного слова, включая то, как оно звучит.

Но если слово заменяется смайликом, который только "звучит" как слово, то наш мозг это делает.

Поскольку люди с высокой грамотностью в отношении смайликов не лучше справляются с задачей омофон-смайликов, это означает, что их мозг, вероятно, не настолько натренирован, чтобы вытащить весь лексикон слова; они, вероятно, не очень часто делают это при чтении смайликов в тексте.

«В данном случае тот факт, что кто-то привык к смайликам, больше не помогает», - объясняет лингвист Татьяна Шеффлер из Института германских исследований при Рурском университете в Бохуме.

«Участники, которые используют смайлики, зачастую читают смайлики-омофоны так же медленно, как и другие. Это также подтверждается тем фактом, что те участники теста, которые по самооценке часто используют смайлики, быстрее читают прямо соответствующие смайлики».

Будет интересно посмотреть, смогут ли будущие исследования воспроизвести эти результаты среди более крупных когорт и разных языков. Шеффлер планирует провести подобное исследование с людьми, живущими с шизофренией, поскольку многие из них испытывают трудности с определением не буквальных значений.

Исследование было опубликовано в журнале Computers in Human Behavior.

Источник: ScienceAlert