Исследования показывают, что любопытство может быть более чем одного типа. Какое оно есть у вас?

Фото: Pixabay/CC0 Public Domain

Психология
Шрифты

Любопытство влияет на все, от наших отношений до образования, но его нелегко зафиксировать и поместить под микроскоп для изучения. Однако с помощью Википедии исследователи только что изучили два основных типа любопытства.

Используя просмотр Википедии в качестве деятельности для наблюдения и математическую технику, называемую теорией графов, для формального построения графиков и измерений этой деятельности, 149 участников наблюдались за просмотром страниц по 15 минут в день в течение 21 дня, что в общей сложности охватило 18 654 страницы.

В результате исследования удалось разделить людей на два ранее определенных типа, насколько это любопытно: «назойливо-деятельный человек», который исследует много разнообразной информации, и «охотник», который придерживается более целенаправленного пути, когда дело доходит до получения знания.

Поведение при просмотре Википедии было использовано для анализа любопытства. Фото: Lydon-Staley et al, Nature Human Behavior 2021

«Википедия позволила интровертам и экстравертам иметь равные возможности в практике любопытности, что является ограничением в других исследованиях любопытства, в то время как поисковая система этой веб-энциклопедии без рекламы позволяла людям по-настоящему быть капитанами своих кораблей, занимающихся любопытством», - говорит биофизик Даниэль Бассет из Пенсильванского университета.

Регистрируя страницы как узлы и анализируя, насколько тесно они связаны, Бассетт и ее коллеги смогли найти в своем пуле добровольцев как назойливо-деятельных, так и охотников - тех, кто имел тенденцию прыгать по Википедии, и тех, кто с большей вероятностью оставался на тесно связанных страницах.

Однако участники не всегда придерживались того или иного типа поведения, и исследователи хотели выяснить, почему. Для этого они использовали анкету о самочувствии, которую участникам раздали до начала исследования, и в нее были включены такие темы, как поиск социального взаимодействия и терпение стресса (стрессовая толерантность).

Судя по опросам, потребность в заполнении конкретных пробелов в знаниях, по-видимому, определяла поведение охотника, в то время как желание искать совершенно новую информацию было показателем назойливо-деятельного стиля просмотра Википедии и больших скачков между узлами или страницами.

«Мы предполагаем, что переключение с охотничьего стиля на назойливо-деятельный может происходить из-за стремления к сенсациям или тяги к новизне и новой информации в течение дня», - говорит Бассетт.

Одна из причин, по которой это исследование выделяется, заключается в том, что оно смотрит на то, как выражается любопытство, а не пытается количественно оценить его посредством таких действий, как задавание вопросов, игра в викторины и беседы, как это делалось в предыдущих исследованиях.

Эти результаты могут быть полезны по-разному, в том числе для информирования о подходах к обучению, особенно в том, как лучше всего представить знания и ресурсы и как можно поддерживать различные стили решения проблем.

Любопытство также связано с эмоциональным самочувствием и благополучием: более любопытные люди, как правило, более удовлетворены жизнью и менее тревожны. Обеспечивая доступность информации доступными способами, мы можем одновременно способствовать развитию любопытства и удовлетворенности.

«Нам нужно больше данных, чтобы знать, как использовать эту информацию в школьных классах, но я надеюсь, что это развеет мысль о том, что есть любопытные и нелюбопытные люди», - говорит психолог Дэвид Лайдон-Стейли из Пенсильванского университета.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Human Behavior.

Источник: Science Alert / University of Pennsylvania