Если вы нарушаете обещание, данное ребенку, убедитесь, что у вас есть веская причина. Дети дошкольного возраста могут отличить разумное объяснение от отговорки, когда дело доходит до нарушения обещания.
В статье, опубликованной в Cognitive Development, психологи из Университета Дьюка в США изучили реакцию 64 детей в возрасте от трех до пяти лет после того, как куклы-животные пообещали показать им крутую игрушку, но не смогли этого сделать.
После этого куклы-марионетки либо давали уважительную отговорку, чтобы отказаться от своего слова («Мне нужно было помочь моему другу с домашним заданием»), либо плохую отговорку («Я хотел посмотреть телевизор»), либо вообще ничего не объясняли.
Затем детей спросили, считают ли они действия кукол-марионеток неправильными или нет, и почему.
Во всех случаях дети соглашались, что нарушать обещание неправильно.
Тем не менее, они были более понимающими, когда кукла-марионетка предлагала хорошее (просоциальное) оправдание, а не неубедительное или эгоистичное. Это показывает, что дети понимают, что социальные обязательства иногда могут быть приоритетными.
«Дети следят за вами. Они знают, когда вы даете плохое оправдание», — говорит писатель Леон Ли.
Но качество кукольного оправдания не влияло на то, нравилась детям кукла или нет.
Результаты показывают, что даже очень маленькие дети способны к моральным рассуждениям, например, к различению хороших и плохих причин для нарушения обещания.
Исследование является частью более широкой области исследований того, как дети начинают ценить и действовать в соответствии с культурными и моральными нормами того, как мы ведем себя и относимся друг к другу.
«Мораль — это тип общего основания, которое у нас есть с другими, с взаимными ожиданиями относительно того, как мы должны себя вести, и что считается веским основанием для оправдания», — говорит Ли.
«Мы показываем, что маленькие дети настраиваются на эту общее основание в раннем возрасте».
Ли говорит, что результаты также актуальны для любого взрослого, который произнес классическую запасную фразу: «Потому что я так сказал».
«Дети обращают на это внимание и могут сказать, что это неубедительная причина».
Источник: Duke University.