Анализ 12 фрагментов древних папирусов выявил некоторые удивительные подробности о том, как египтяне смешивали свои красные и черные чернила - результаты, которые могут дать нам гораздо больше информации о том, как ранним писателям удавалось записывать свои слова на странице.
Мы знаем, что древние египтяне использовали чернила для письма, по крайней мере, еще в 3200 году до нашей эры. Однако образцы, изученные в этом случае, были датированы 100-200 гг. нашей эры и первоначально были собраны из знаменитой храмовой библиотеки Тебтуниса - единственной крупномасштабной институциональной библиотеки, которая, как известно, сохранилась с того периода.
Используя различные методы синхротронного излучения, включая использование мощных рентгеновских лучей для анализа микроскопических образцов, исследователи выявили элементный, молекулярный и структурный состав чернил с беспрецедентной детализацией.
«Применяя новейшие технологии 21 века для раскрытия скрытых секретов древних чернильных технологий, мы вносим свой вклад в раскрытие происхождения письменных методов», - говорит физик Марин Котт из Европейского центра синхротронного излучения (ESRF) во Франции.
По словам исследователей, красные чернила, которые обычно используются для выделения заголовков, инструкций или ключевых слов, скорее всего, были окрашены натуральным пигментом охрой - следы железа, алюминия и гематита указывают на это.
Более интригующим было открытие соединений на основе свинца как в черных, так и в красных чернилах без каких-либо традиционных пигментов на основе свинца, используемых для окрашивания. Это говорит о том, что свинец был добавлен в технических целях.
«Сушильный агент на основе свинца предотвращают слишком сильное растекание связующего при нанесении чернил или краски на поверхность бумаги или папируса», - пишет команда в своем исследовании.
«Действительно, в данном случае свинец образует невидимый ореол, окружающий частицы охры».
Помимо объяснения того, как древние египтяне сохраняли свой папирус без пятен, это также предлагает некоторые довольно специализированные методы производства чернил. Вполне вероятно, что храмовые жрецы, писавшие этими чернилами, были не теми людьми, которые изначально смешивали их.
«Тот факт, что свинец был добавлен не в качестве пигмента, а в качестве осушителя, означает, что чернила имели довольно сложный рецепт и не могли быть изготовлены кем-либо», - говорит египтолог Томас Кристиансен из Копенгагенского университета в Дании.
«Мы предполагаем, что существовали мастерские, специализирующиеся на приготовлении красок».
Карты рентгеновской флуоресценции, на которых красными чернилами показаны железо (красный) и свинец (синий). Фото: The Papyrus Carlsberg Collection/ESRF
Достаточно интересно, что подготовка красных чернил в мастерской также упоминается в греческом документе, датированном III веком нашей эры, что подтверждает идею специального смешивания чернил в Египте и по всему Средиземноморью.
Этот метод использования свинца в качестве сушильного агента также был принят в Европе 15-го века, когда начали появляться масляные картины - но, похоже, древние египтяне открыли этот трюк по крайней мере на 1400 лет раньше.
Исследователи планируют сделать больше тестов и различных видов анализа, но то, что они обнаружили на данный момент, уже впечатляет - еще один пример того, как современные научные инструменты могут раскрыть еще больше секретов из прошлого, вплоть до цветных чернил.
«Передовые методы микроанализа с использованием синхротрона предоставили нам бесценные знания о приготовлении и составе красных и черных чернил в Древнем Египте и Риме 2000 лет назад», - говорит Кристиансен.
Исследование опубликовано в PNAS
Источник: Science Alert