Ученые из австралийского Мельбурнского королевского технологического университета постоянно придумывают способы превратить собранные отходы в высокоэффективные дорожные материалы, включая окурки, выброшенные шины и строительный мусор. Их последняя работа имеет определенную актуальность, поскольку мир борется второй год с пандемией коронавируса, когда исследователи используют измельченные маски для лица в дорожном материале, который, по их словам, предлагает некоторые уникальные инженерные преимущества.
По данным исследовательской группы, в мире ежедневно используется около 6,8 миллиарда одноразовых масок, что приводит к огромному количеству отходов. Ученые стремились использовать некоторые из этих отходов, переработав их в так называемый переработанный бетонный заполнитель (recycled concrete aggregate, RCA), который сделан из обработанного строительного щебня и обычно входит в состав грунтового слоя, несущего слоя основания, дополнительных слоев основания и асфальта, из которых состоят дороги.
Команда экспериментировала с различными рецептами RCA, которые включают различные концентрации измельченных хирургических масок, которые состоят из нетканых слоев пластика. Было обнаружено, что идеальной смесью состояла из 1% измельченной маски для лица на 99% RCA, которая в ходе испытаний соответствовала требуемым стандартам гражданского строительства для использования в качестве трех основных слоев дороги. Кроме того, команда обнаружила, что добавление материала маски улучшило пластичность и гибкость смеси RCA.
Новый дорожный материал сделан из смеси измельченных масок для лица и переработанного бетонного заполнителя. Фото: RMIT University
«Это первоначальное исследование рассматривало возможность утилизации одноразовых масок для лица в дорогах, и мы были взволнованы, обнаружив, что это не только работает, но и дает реальные инженерные преимущества», - говорит первый автор, доктор Мохаммад Сабериан. «Мы надеемся, что это откроет дверь для дальнейших исследований, чтобы проработать способы управления рисками для здоровья и безопасности в широком масштабе, а также выяснить, подходят ли для вторичной переработки другие типы СИЗ (средств индивидуальной защиты)».
Ученые говорят, что если бы их новый материал был использован для строительства двухполосной дороги протяженностью один километр, было бы использовано около трех миллионов масок и не было бы 93 тонны отходов, отправленных на свалку. Очевидно, что логистика сбора этих масок и превращения их в дорожный материал представляет собой еще одну проблему, но команда надеется, что ее исследование может помочь изменить наш взгляд на экологические последствия пандемии.
«Мы знаем, что даже если эти маски будут утилизированы должным образом, они отправятся на свалку или будут сожжены», - говорит профессор Цзе Ли, возглавлявший исследовательскую группу. «Пандемия COVID-19 вызвала не только глобальный кризис в области здравоохранения и экономики, но также оказала серьезное воздействие на окружающую среду. Если мы сможем применить мышление экономики замкнутого цикла к этой огромной проблеме отходов, мы сможем разработать необходимые умные и устойчивые решения».
Исследование было опубликовано в журнале Science of the Total Environment.
Источник: New Atlas / RMIT University