Хотя бетон не горит, он может «откалываться» при сильном нагревании - это означает, что поверхностные слои материала взрывоопасно разрушаются, что может привести к разрушению конструкций, сделанных из него. Однако, согласно новому исследованию, волокна, полученные из выброшенных шин, могут помочь избежать этого.
Уже сейчас некоторые компании добавляют полипропиленовые волокна к бетону, чтобы предотвратить отслоение. Идея состоит в том, что когда бетон нагревается огнем, эти волокна будут плавиться, создавая сети крошечных каналов по всему материалу. Любая влага, присутствующая в бетоне, может затем выйти через эти каналы - в противном случае она останется в ловушке, превратится в пар и вынудит материал разрушиться.
Как правило, волокна, используемые для этой цели, состоят из первичного полипропилена, который требует значительного количества энергии и ресурсов для производства. Ученые из британского Университета Шеффилда, однако, определили, что волокна, собранные со старых шин, столь же эффективны. Точнее, эти волокна получены из текстильного армирующего материала, который обычно используется в шинах.
Исследователи в настоящее время работают с основанной в Шеффилде строительной фирмой Twincon, совершенствуя экономически эффективную технику для отделения волокон от резины шин, распутывания их, а затем равномерного распределения в бетонной смеси. Они также рассматривают различные соотношения волокон и бетона и использование разных типов бетона.
«Поскольку волокна достаточно малы, они не влияют на прочность или жесткость бетона», - говорит доктор Шан-Шань Хуан (Shan-Shan Huang), ведущий автор статьи об исследовании. «Их единственная работа - плавиться, когда тепло становится интенсивным. Бетон - это хрупкий материал, поэтому он сравнительно легко может разорваться, если эти волокна не помогут снизить давление внутри бетона».
Эта статья была недавно опубликована в журнале Fire Technology.
Исследователи из Канадского университета Британской Колумбии также проводят аналогичные исследования, делая бетон более устойчивым к растрескиванию путем добавления полимерных волокон, взятых из выброшенных шин.
Источник: University of Sheffield / EurekAlert / New Atlas