Новое приложение для смартфонов, разработанное исследователями Базельского университета, использует дополненную реальность, чтобы помочь уменьшить страх человека перед пауками. В исследовании, опубликованном в Journal of Anxiety Disorders, было обнаружено, что приложение значительно снижает чувство страха и отвращения после двухнедельной программы.
По оценкам, до пяти процентов всех людей испытывают значительный страх перед пауками. Считается, что эта вполне разумная боязнь ужасающих восьминогих существ эволюционно укоренилась в некоторых людях.
Убедительное исследование 2017 года показало, что шестимесячные дети часто проявляют стрессовую реакцию при контакте с пауками, предполагая, что отвращение к паукам может быть врожденным, развитым для защиты нас от опасных угроз.
Экспозиционная терапия - один из наиболее эффективных способов лечения парализующих страхов, таких как арахнофобия. Однако безопасное разоблачение источника их страха - не всегда простой процесс. Например, не каждый терапевт держит под рукой пару гигантских птицеедов для экспозиционной терапии.
В последние годы технический прогресс сделал более простым и безопасным испытание экспозиционной терапии для множества различных фобий. В частности, экспозиционная терапия в виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) позволила клиницистам работать с пациентами, которые боятся высоты. Но VR-терапия по-прежнему стоит дорого и ограничивается в основном средой, в которой врачи могут наблюдать за пациентами во время сеансов.
Новое приложение для смартфонов под названием Phobys разработано, чтобы донести экспозиционную терапию для арахнофобных масс с помощью простого интерфейса дополненной реальности, предназначенного для проецирования изображений движущихся пауков на окружающую среду человека. В клиническом испытании, проверяющем эффективность приложения, приняли участие 66 человек, испытывающих либо клинический, либо субклинический страх перед пауками.
Две трети когорты должны были выполнить шесть 30-минутных сеансов в приложении для смартфона за двухнедельный период. Другая треть действовала как контрольная без прямого вмешательства.
В начале и в конце исследования все участники прошли ряд поведенческих оценок, чтобы измерить свои реакции страха и отвращения. Одна конкретная оценка, называемая тестом поведенческого подхода (Behavioural Approach Test, BAT), включает в себя знакомство участников с настоящим пауком в прозрачном пластиковом контейнере и измерение того, насколько далеко они заходят, приближаясь к пауку и взаимодействуя с ним.
«Мы сообщаем, что многократное домашнее использование автономного геймифицированного приложения с дополненной реальностью (Augmented Reality, AR) для экспозиционной терапии на базе смартфона было эффективным в снижении фобического страха у участников, которые боялись пауков и испытывали страх», - пишут исследователи в новом исследовании. «В частности, использование приложения привело к снижению страха и отвращения/избегания в поведении при средних величинах эффекта при тестировании в реальной жизненной ситуации, и к уменьшению при больших размерах эффекта в измерениях страха на основе вопросников».
Геймификация включает в себя повествовательный фон, прогресс уровня, баллы, обратную связь.
Хотя авторы исследования заявляют об отсутствии конфликта интересов, важно отметить, что приложение для смартфона было доработано до коммерческого приложения, которое теперь доступно как для смартфонов Apple, так и для Android. Приложение можно попробовать бесплатно, но полный протокол обучения стоит дорого.
Новое исследование было опубликовано в Journal of Anxiety Disorders.
Источник: University of Basel