Искусственный интеллект "воскресил" 54 римских императора в потрясающе реалистичных изображениях.

Фото: Courtesy of Daniel Voshart/The Metropolitan Museum of Art

Кибернетика
Шрифты

Лица древнеримских императоров ожили в цифровых реконструкциях. В этот невероятно реалистичный имидж-проект входят, в частности среди прочих, императоры Калигула, Нерон и Адриан.

Черты этих давно умерших правителей сохранились в сотнях скульптур, но даже самые подробные резные фигурки не могут передать, как на самом деле выглядели эти люди при жизни. Чтобы изучить это, канадский кинематографист и дизайнер виртуальной реальности Дэниел Вошарт использовал машинное обучение - компьютерные алгоритмы, которые обучаются на основе опыта - в нейронной сети, вычислительная система обрабатывает информацию через иерархии узлов, которые общаются аналогично нейронам в мозгу.

В нейронной сети Artbreeder алгоритмы проанализировали около 800 бюстов для моделирования более реалистичных форм лица, черт лица, волос и кожи, а также для добавления ярких цветов. Затем Вошарт доработал модели Artbreeder с помощью Photoshop, добавив детали, почерпнутые из монет, произведений искусства и письменных описаний императоров из исторических текстов, чтобы портреты действительно ожили.

В описании Калигулы говорилось, что у императора был «достаточно свирепый взгляд жестокого человека, чтобы пытать». Фото: Courtesy of Daniel Voshart/The Metropolitan Museum of Art

«В компьютерном программировании есть эмпирическое правило, называемое «Мусор на входе — мусор на выходе», и оно применимо к Artbreeder», - сказал Вошарт изданию Live Science в электронном письме. «С хорошо освещенным, хорошо слепленным скульптурным бюстом с небольшими повреждениями и стандартными чертами лица будет довольно легко получить результат». Напротив, набор данных, включающий поврежденные скульптуры или скульптуры, сфотографированные при плохом освещении, может создавать пресловутые «мусорные» изображения, которые не будут очень реалистичными.

GIGO (англ. Garbage In, Garbage Out, «Мусор на входе — мусор на выходе») — принцип в информатике, означающий, что при неверных входящих данных будут получены неверные результаты, даже если сам по себе алгоритм правилен. Это слово в русском языке практически не используется, в отличие от FIFO (англ. First In, First Out). В русскоязычной культуре аналогом принципа является выражение «Что посеешь — то и пожнёшь».

Бюсты, которые Вошарт предпочитал использовать в качестве первоисточника, были вырезаны, когда император был еще жив, или были сделаны наиболее искусно, сказал он в своем блоге.

Что касается цвета кожи, Фошарт либо предоставил Artbreeder цветное эталонное изображение, либо позволил ему «угадать», как распределить оттенки, чтобы поверхность модели напоминала реалистичную человеческую кожу.

«Я могу изменить тон кожи и немного изменить этническую принадлежность с помощью ручного управления», - сказал он.

Вошарт скармливал Artbreeder раскрашенную модель римского императора Филиппа I Араба, правившего с 244 по 249 года нашей эры, чтобы помочь нейронной сети создать реалистичный цвет кожи для портрета императора. Фото: Courtesy of Daniel Voshart/The Metropolitan Museum of Art

Как рассказал Вошарт изданию Live Science, отслеживание всех художественных и справочных текстов для императоров заняло примерно два месяца, а на сборку каждого портрета в среднем уходило от 15 до 16 часов.

Для императора Калигулы, правившего с 37 по 41 год нашей эры, Вошарт скорректировал модель Artbreeder, используя описания, которые включали «деформированная форма головы, впавшие глаза и виски» и «глаза, смотрящие с достаточно жестоким и свирепым взглядом, чтобы пытать», из статьи «Личное появление в биографии римских императоров» ("Personal Appearance in the Biography of the Roman Emperors"), опубликованой в 1928 году в журнале «Исследования в области филологии» (Studies in Philology).

У Нерона, императора с 54 по 68 год нашей эры, была более округлая челюсть, кожа была «веснушчатой и отталкивающей», а лицо, согласно статье 1928 года, было «скорее приятным, чем привлекательным».

Когда Вошарт начал проект «Римский император», чтобы отвлечься во время карантина COVID-19, его знания о древних императорах были «близки к нулю», сказал он. Тем не менее то, что начиналось как увлекательный художественный эксперимент, настолько заинтриговало Фошарта, что в итоге в него вошли 54 императора, охватывающих период Римской империи, который иногда называют принципатом, с 27 г. до н.э. до 285 г. н.э., написал он на своем веб-сайте.

Нерон стал императором в возрасте 17 лет после смерти своего приемного отца, императора Клавдия, в 54 году нашей эры. Фото: Courtesy of Daniel Voshart/The Metropolitan Museum of Art

По словам Вошарта, то, что он мало что знал о своих объектах, было плюсом, позволяя ему формировать их лица без предубеждений или предвзятости.

«Например, при судебно-медицинской реконструкции вам нужна только релевантная информация о волосах, коже, известных шрамах» и других физических характеристиках, - пояснил Вошарт. «Знание аспектов личности может чрезмерно повлиять на художника», что побудит его создать портрет, отражающий искаженное восприятие объекта, - сказал он.

Вы можете увидеть больше реконструкций Вошарта на его веб-сайте, а плакат с 54 лицами из проекта «Римский император» доступен в его магазине Etsy.

Источник: Live Science