Спрайты и эльфы освещают своим сверканием атмосферу Юпитера.

Фото: NASA/JPL-Caltech/SwRI

Согласно недавно опубликованному исследованию, основанному на данных, собранных космическим кораблем НАСА «Юнона» (также «Джуно», от англ. Juno, Jupiter Polar Orbiter), атмосферные явления, известные как «спрайты» и «эльфы», могут эффектно освещать верхние слои облаков Юпитера. Эти недолговечные световые эффекты, как известно, проявляются на Земле во время сильных гроз и существуют всего несколько миллисекунд, прежде чем исчезнуть.

Юпитер - самая большая планета в нашей солнечной системе, как по объему, так и по массе, а его атмосфера, как известно, является хозяином головокружительного множества хаотических вихрей и атмосферных феноменальных явлений.

Астрономы ранее подозревали, что кратковременные световые явления, которые на Земле в просторечии называют спрайтами и эльфами, могут периодически вспыхивать высоко в атмосфере Юпитера. Однако до сих пор не было обнаружено никаких прямых доказательств того, что это редкое явление действительно происходило в хаотическом море облаков Юпитера.

На Земле спрайты, как известно, представляют собой редкие мощные электрические разряды, которые, как было замечено, проявляются примерно в 97 км над высокими грозовыми штормами.

С точки зрения структуры, спрайты выглядят как центральное пятно света размером от 24 до 48 км в поперечнике, с завитками света, простирающимися сверху и снизу, что придает феномену вид потусторонней медузы. Между тем эльфы выглядят как плоские светящиеся диски, которые могут охватывать невероятные 320 км в поперечнике.

Новое исследование, в котором использовались данные, собранные космическим кораблем НАСА "Юнона", представило доказательства того, что эльфы или спрайты действительно присутствуют высоко в атмосфере Юпитера.

Южный полюс Юпитера и очень короткая вспышка света (обведена желтым). Фото: NASA/JPL-Caltech/SwRI

Исследователи сделали это открытие, изучая данные, собранные космическим кораблем "Юнона" с помощью спектрографа ультрафиолетового излучения, который был разработан чтобы предоставлять спектрограмму ультрафиолетового излучения из областей мощного полярного сияния газового гиганта. Спектрометры по существу разделяют свет на составляющие его длины волн и отображают информацию в виде цветных спектров. Ученые могут проанализировать эту информацию, чтобы понять, какие процессы происходят вокруг далеких небесных тел.

Изучив данные спектрографа ультрафиолетового излучения, команда заметила 11 чрезвычайно коротких, но интенсивных вспышек ультрафиолетового света над регионом, где, как известно, существуют грозы. Расположение вспышек, примерно на высоте 300 км над областью водяных облаков, насыщенных молниями, исключало возможность того, что выбросы были результатом сверхмощных молний (суперболтов).

Это привело команду к выводу, что УФ-сигнатуры были результатом спрайтов или, возможно, эльфов в атмосфере Юпитера.

«На Земле спрайты и эльфы кажутся красноватыми из-за их взаимодействия с азотом в верхних слоях атмосферы», - сказал Рохини Джайлс, ученый, работающий над миссией «Юнона» и ведущий автор новой статьи. «Но на Юпитере верхние слои атмосферы в основном состоят из водорода, поэтому они, вероятно, выглядят либо голубыми, либо розовыми».

Исследование представляет собой первое наблюдение за спрайтами или эльфами, происходящими на другой планете. Также очевидно, что те же явления могли происходить в атмосферах других огромных газовых гигантов, разбросанных по всей Вселенной.

Статья опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

Источник: New Atlas / NASA