Огромные быстротекущие реки когда-то простирались на ладшафте Марса.

Фото: NASA/JPL/Univ. Arizona/UChicago

Наше понимание роли, которую вода сыграла в истории Марса, значительно улучшилось за последние несколько лет, когда ученые обнаружили свидетельства об огромных океанах, закопанных ледяных полях и сложных сетях рек, которые когда-то тянулись по его поверхности. Новое исследование подробно изучило последние из этих географических особенностей и обнаружило, что эти марсианские водные пути были намного обширнее и высохли намного позже, чем считалось ранее, предполагая, что в течение миллиардов лет Марс был домом для изливающихся рек, даже более широких, чем те, что есть на Земле сегодня.

Сегодня следы воды на Марсе можно найти в виде пара в атмосфере и убранной под землей в ледяные щиты и озера. Но обильные высохшие русла рек, заполненные гладкой галькой, которые змеятся по Красной планете, дают полезные подсказки о ее водянистом прошлом. Изучая их с помощью изображений, снятых космическим кораблем на орбите, ученые медленно собирают вместе очень сложную головоломку.

В то время как очевидны свидетельства того, что глубокие древние каналы, видимые на Марсе, были образованы водой, тип климата, который способствовал этим условиям, остается очень большой загадкой. Это происходит из-за очень тонкой атмосферы планеты (и, следовательно, из-за слабого парникового эффекта), а также из-за того, что в ранней истории планеты Солнце было намного слабее и тусклее, обеспечивая около 25-30% яркости, которую оно имеет сегодня. И меньше тепла, по-видимому, означает меньше жидкой воды.

«Действительно, даже на древнем Марсе, когда в течение некоторого времени он был достаточно влажным для рек, остальная часть данных выглядит так, что большую часть времени Марс был очень холодным и сухим», - говорит автор исследования Эдвин Кайт (Edwin Kite), доцент кафедры геофизических наук в Чикагском университете.

В поисках заполнения пробелов Кайт и его команда изучили фотографии и модели рельефа более 200 древних русел Марса. Рассматривая такие характеристики, как их ширина, крутизна и размер кусков гравия внутри них, ученые смогли сделать некоторые выводы о силе воды, которая когда-то проходила через них.

По словам группы, это свидетельствует о том, что сильный и постоянный поток воды существовал, возможно, всего лишь два миллиарда лет назад, намного позднее, чем, как считается, последний влажный климат планеты окутал ее около 3,5 миллиардов лет назад. Более того, анализ водосборных площадей показывает, что эти древние реки были шире, чем реки, найденные сегодня на Земле. Это добавляет ясность к нашему пониманию древнего климата на Марсе, но оно также подбрасывает несколько кривых.

«Наша работа отвечает на некоторые существующие вопросы, но поднимает новые», - говорит Кайт. «Что не так: модели климата, модели эволюции атмосферы или наше базовое понимание хронологии сокровенной солнечной системы?».

Исследование было опубликовано в журнале Science Advances.

Источник: New Atlas / University of Chicago