Древнее марсианское озеро и дельта реки становятся явными на фотографиях марсохода Perseverance.

Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS/JHU-APL

Кратер Езеро на Марсе был выбран в качестве места посадки марсохода Perseverance, потому что спутниковые снимки показали, что когда-то это было древнее озеро. Ученые НАСА теперь нашли более прямые доказательства водного прошлого этого места, поскольку фотографии, сделанные марсоходом, показывают признаки внезапного наводнения.

В то время как современный Марс чрезвычайно сухой, это было не всегда так - появляется все больше свидетельств того, что Красная планета была гораздо более синей миллиарды лет назад, являясь домом для океанов, рек, озер и, возможно, жизни. Поиск свидетельств этого - ключевая цель миссии Perseverance, и именно поэтому был выбран кратер Езеро.

Орбитальные изображения показали, что кратер шириной 49 км когда-то был озером, питаемым реками с северо-запада. Таким образом, северо-западный край кратера выглядит дельтой реки, веерообразным отложением наносов, которое слоями накапливалось в течение многих лет. И в новом исследовании, вид на структуры глазами марсохода, по сути, подтвердил эти подозрения.

Спутниковый снимок кратера Езеро, показывающий местонахождение марсохода Perseverance и несколько интересных геологических особенностей. Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/USGS

После приземления Perseverance начал делать снимки окрестностей, включая серию крутых откосов (или уступов) примерно в 2,2 км к северо-западу и небольшой холм-останец под названием Кодьяк на юго-западе. Используя инструменты Mastcam-Z и Remote Micro-Imager (RMI), марсоход смог получить изображения слоев горных пород и отложений в формациях.

И действительно, эти горные породы рассказывают водянистую историю. Слои отложений на восточной стороне Кодьяка, а также в нижних участках северо-западных уступов соответствуют тому, что можно было бы ожидать от дельты реки здесь, на Земле.

Сделанное марсоходом Perseverance изображение в искусственных цветах холма-останца по названию Кодьяк. Ученые говорят, что изображения демонстрируют геологические свидетельства существования древней дельты реки. Фото: NASA/JPL-Caltech/LANL/CNES/CNRS/ASU/MSSS

«Никогда прежде на Марсе не было видно такой хорошо сохранившейся стратиграфии», - говорит Николас Мангольд, ведущий автор исследования. «Это ключевое наблюдение, которое позволяет нам раз и навсегда подтвердить наличие озера и дельты реки в Езеро».

На верхних участках уступов были обнаружены дополнительные улики. Там были разбросаны гораздо более крупные камни и валуны, некоторые до 1,5 м шириной, что говорит о том, что паводковые воды перенесли их из-за пределов кратера. Команда подсчитала, что эти воды должны были двигаться со скоростью от 6 до 30 км/ч.

Снимок уступа на краю кратера Езеро, сделанный марсоходом Perseverance. Ученые говорят, что большие горные породы наверху свидетельствуют о прошлых наводнениях. Фото: NASA/JPL-Caltech/LANL/CNES/CNRS/ASU/MSSS

В целом, данные свидетельствуют о том, что озеро, заполнившее кратер Езеро, было довольно динамичным на протяжении всей своей жизни, с повышением и понижением уровня воды между периодами паводка и затишья.

Команда говорит, что новое исследование будет информировать о предстоящих миссиях, в том числе о том, куда Perseverance поедет, чтобы взять образцы. В конечном итоге цель состоит в том, чтобы вернуть образцы на Землю, где более мощные инструменты смогут искать признаки древней жизни.

«Самый мелкозернистый материал на дне дельты, вероятно, содержит лучший выбор для поиска доказательств наличия органических веществ и биосигнатур», - говорит Санджив Гупта, соавтор исследования. «А валуны наверху позволят нам исследовать старые куски планетной коры. И то, и другое является основной задачей отбора и кэширования горных пород перед миссией Mars Sample Return, целью которой является сбор образцов марсианского грунта и доставка его на Землю для анализа».

Если старт миссии состоится в 2026 году, то на Землю образцы прибудут предположительно в 2031 году.

Изображение кратера Езеро в виде озера. Фото: NASA/JPL-Caltech

Исследование было опубликовано в журнале Science.

Источник: NASA, MIT