Астрономы определили лучшее место на планете для телескопа.

Фото: Zhaohui Shang

Международная группа астрономов определила, что может быть лучшим местом на Земле для размещения телескопа. Согласно исследованию, высокое плато в восточной Антарктиде будет способствовать исключительно четкому представлению о звездах, даже превосходя другие места на полярном континенте.

Телескопам на земле приходится сталкиваться со всевозможными проблемами. Турбулентность в атмосфере может ухудшить качество изображения, небо может быть размыто световым загрязнением из близлежащих городов, а растущая толпа спутников мешает вообще что-либо видеть. Вот почему так много телескопов, таких как Хаббл и Спитцер, отображают космос с орбиты.

Но теперь новое исследование идентифицировало, как сообщается, лучшее место на Земле для наземного телескопа. Купол А, или Купол Аргус, представляет собой самый высокий ледяной купол на Антарктическом полярном плато, расположенный примерно в 1200 км внутри на восточной стороне замерзшего континента. Он расположен на высоте более 4000м над уровнем моря и признан одним из самых холодных естественных мест на планете (с температурой, предположительно достигающей от -90°C до -98°C), что в совокупности означает, что атмосфера очень тонкая.

«Телескоп, расположенный в Куполе Аргус, может превзойти аналогичный телескоп, расположенный в любом другом астрономическом месте на планете», - говорит Пол Хиксон, соавтор нового исследования. «Сочетание большой высоты, низкой температуры, длительных периодов непрерывной темноты и исключительно стабильной атмосферы делает Купол А очень привлекательным местом для оптической и инфракрасной астрономии. Расположенный там телескоп будет иметь более четкие изображения и обнаруживать более слабые тусклые объекты».

Команда наблюдала за небом над Куполом А с помощью прибора с датчиком дифференциальных дрожаний, на высоте 8 м. Фото: Zhaohui Shang

Астрономы измеряют атмосферную турбулентность с помощью «астрономической видимости», числа в угловых секундах, и чем оно меньше, тем лучше. Некоторые из лучших астрономических мест в мире, такие как обсерватории в Чили и на Гавайях, имеют цифры от 0,6 до 0,8 угловых секунд. Но Купол А может похвастаться тем, что здесь значение «астрономической видимости» всего 0,13 угловых секунды ночью.

Это означает, что он также превосходит другие перспективные районы Антарктики, такие как Купол C, с «астрономической видимостью» от 0,23 до 0,36 угловых секунд и хребет A, с «астрономической видимостью» около 0,2 угловых секунд.

Команда провела эти измерения с помощью прибора, называемого датчиком дифференциальных дрожаний (видеоконтрольное устройство слежения смещения изображения (Differential Image Motion Monitor, DIMM)), на высоте 8 м. Это оказалось сравнимым с высотой 20 м у купола C, выделяя купол A как лучшее место.

Исследователи также говорят, что мороз оказался помехой для эксперимента, но, найдя пути решения этой проблемы, можно улучшить видимость еще на 10–12 процентов.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Источник: University of British Columbia via Phys.org