Когда мы были детьми, многие из нас испытывали иллюзию, что лето или другие периоды времени намного длиннее, чем то, как мы воспринимаем течение такого же количества времени во взрослой жизни. Теперь группа ученых эмпирически исследовала, меняется ли восприятие времени с возрастом, и если да, то как и почему.
Эксперты под руководством Университета Этвеша Лоранда в Венгрии набрали когорту участников из трех возрастных групп (4–5, 9–10 и старше 18 лет) и попросили их просмотреть два одноминутных видеоролика. Образцы взяты из популярного мультсериала и сбалансированы по визуальным и акустическим характеристикам, за исключением одной особенности — событийности. В то время как один клип состоял из быстрой последовательности событий (полицейские спасают животных, а затем арестовывают вора), другой представлял собой монотонную повторяющуюся последовательность (шестеро заключенных сбегают на весельной лодке). После просмотра роликов участников спросили, что длиннее.
Ответы показали, что в то время как две трети дошкольников воспринимали богатое событиями видео как более длинное, три четверти взрослых чувствовали то же самое в отношении небогатого событиями видео. Средняя группа, в которой участники проявляли такое же, но более умеренное предубеждение, чем взрослые, помогла исследователям оценить изменение восприятия времени, происходящее примерно в возрасте семи лет.
Чтобы объяснить эти различия в восприятии времени между возрастными группами, эксперты полагались на концепцию «эвристики», которая была введена в когнитивную науку Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом и относится к нашей способности использовать ментальные ярлыки или прокси, чтобы помочь нам быстрые решения. Поскольку в нашем мозгу нет надежных центральных часов или прямого сенсорного отображения или картирования длительности (в отличие от расстояний или высоты тона), мы должны использовать прокси, чтобы получить представление о временном ходе.
По мнению ученых, дети используют «эвристику репрезентативности» для измерения времени. Например, они спрашивают себя, о каком видео они могут рассказать больше. Поскольку насыщенное событиями видео было наполнено действиями и состояло из нескольких эпизодов, они могли рассказать о нем больше, и поэтому им показалось, что оно было дольше. Однако в возрасте от шести до десяти лет дети усваивают концепцию «абсолютного» или «универсального» времени, которое понимается как физическая сущность, независимая от событий, с которыми оно связано, и может помочь нам назначать встречи, организовывать наши задачи, и следите за графиком, отсчитывая время. При таком развитии наша эвристика репрезентативности для измерения времени превращается в «эвристику выборки», которая помогает нам контролировать течение времени, часто проверяя его, например, глядя на часы или наблюдая за транспортным потоком.
Таким образом, во взрослом возрасте, когда мы смотрим увлекательный фильм, наш разум сильно погружается в историю, а во время скучного фильма мы будем несколько раз снова и снова смотреть на часы или думать о чем-то другом, и все эти отвлекающие факторы позволят нам ощутить поток абсолютного времени.
По мнению исследователей, эти два типа эвристики могут объяснить довольно странный переход в возрасте около семи лет и порождать устойчивое предубеждение (искажение), что, например, встречи без событий намного длиннее, чем они есть на самом деле. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы правильно понять тайну времени и то, как наш разум может понять его.
Исследование опубликовано в журнале Nature Scientific Reports.
Источник: Earth.com.