Фото: golubovy/Depositphotos

Шрифты

Новое исследование, проведенное экспертом по коммуникациям Стэнфордского университета Джереми Бейленсоном, изучает очень современный феномен «усталость от зума» («Zoom Fatigue»). Бейленсон предполагает, что существует четыре ключевых фактора, которые делают видеоконференции настолько утомительными, и рекомендует несколько простых решений, позволяющих снизить утомляемость.

Видеоконференцсвязь - отнюдь не новая технология. Мечта о двусторонней аудио-видео связи началась более века назад. За последнее десятилетие определенные инновации, такие как Apple FaceTime и Skype, быстро превратили фантастическое видение в повседневную норму для многих.

Когда в начале 2020 года разразилась пандемия COVID-19, и люди перешли к тому, чтобы жить своей жизнью из дома, видеоконференции быстро стали основным способом общения - от посещения врача до учебы в колледже. Внезапно сотни миллионов людей проводили большую часть своего дня, сидя перед экраном, наблюдая за множеством лиц, смотрящих на них, и вскоре появился термин «усталость от зума».

Люди сообщали об уникальном виде истощения в конце целых дней видеоконференцсвязи, что казалось нелогичным. В конце концов, мы могли бы провести весь день в комфорте собственного дома вместо того, чтобы гулять по городу от встречи к встрече. Почему после шести или восьми часов видеоконференцсвязи мы выглядели более измотанными, чем после обычного долгого дня личного общения?

Джереми Бейленсон, директор-основатель лаборатории виртуального взаимодействия с людьми (Virtual Human Interaction Lab) в Стэнфордском университете, не был удивлен. Он потратил более двух десятилетий на изучение того, как виртуальное общение влияет на людей, и быстро написал редакционную статью, в которой предположил, уникальная усталость, которая сопровождает день видеоконференцсвязи, может быть вызвана своего рода перегрузкой невербальными сигналами, которая возникает, когда человек заменяет личные взаимодействия виртуальными платформами.

Теперь Бейленсон всесторонне сформулировал свои идеи в новой рецензируемой перспективе, опубликованной в журнале Technology, Mind, and Behavior. Исследование предлагает четыре основные причины, по которым видеоконференции могут быть настолько утомительными, и предлагает несколько решений, которые помогут сделать ваш день «наезда зума» менее утомительным.

Хотя очевидно, что истощение, о котором говорит Бейленсон, характерно не только для Zoom, он предполагает, что повсеместное распространение программного обеспечения привело к тому, что термин «zoom» обычно используется как синоним видеоконференцсвязи, во многом так же, как «гуглить» является общим все для использования поисковой системы Google в Интернете.

«Я не делаю этого, чтобы очернить компанию - я часто пользуюсь Zoom, и я благодарен за продукт, который помог моей исследовательской группе оставаться продуктивной и позволил друзьям и семье оставаться на связи», - объясняет Бейленсон в новом исследовании. «Но учитывая, что он стал платформой по умолчанию для многих в академических кругах, и читатели этой статьи, вероятно, знакомы с его возможностями, имеет смысл сосредоточиться на Zoom, который подскочил с 10 миллионов пользователей в декабре 2019 года до более чем 300 миллионов пользователей 5 месяцев спустя».

Все смотрят и пялятся на тебя ... все время

Посмотри на меня, и меня, и меня .... Фото: AndreyPopov/Depositphotos

Первой причиной «усталости от зума», предложенной Бейленсоном, является состояние стрессового гипервозбуждения, вызванное чрезмерным зрительным контактом с близкого расстояния. В отличие от личной встречи, когда участники переключаются с взгляда на выступающего на другие действия, такие как создание заметок, в Zoom все всегда смотрят на всех.

Беспокойство, вызванное пристальным взглядом нескольких лиц, можно сравнить со стрессом от публичных выступлений, но оно в определенной степени усиливается независимо от того, кто говорит. Бейленсон объясняет, с точки зрения восприятия, Zoom превращает каждого участника разговора в постоянного говорящего, пристально смотрящего на него.

Еще одним фактором, усугубляющим напряжение постоянного пристального взгляда, может быть размер лиц на вашем мониторе. Знаменательное исследование культурного антрополога Эдварда Холла в 1960-х годах показало, что межличностная дистанция фундаментально влияет на эмоции и поведение.

Подводя итоги работы Холла для цифровой эпохи, Бейленсон говорит, что интимное пространство человека охватывает радиус примерно 60 см (23 дюйма). Взаимодействие внутри этого пространства обычно предназначено для семьи или близких друзей, но в зависимости от размера вашего монитора и настроек масштабирования, большие лица незнакомцев часто могут быть представлены в непосредственной близости.

«В общем, для большинства настроек, если это разговор один на один, когда вы с коллегами или даже незнакомцами на видео, вы видите их лицо в размере, имитирующем личное пространство, которое вы обычно испытываете, когда с кем-то близких отношениях, особенно интимных», - говорит Бейленсон.

Краткосрочные решения для смягчения этих проблем - уменьшить размер окна видеоконференцсвязи и попытаться отойти от монитора компьютера. Цель, отмечает Бейленсон, - увеличить личное пространство между вами и лицами других участников Zoom.

Видео - это то, что отвлекает внимание и ведет к смятению

Смотреть и слушать может утомлять. Фото: VadymPastukh/Depsoitphotos

Во влиятельном исследовании 1999 года, проведенном Памелой Хиндс из Стэнфордского университета, были рассмотрены различия в когнитивной обработке аудио коммуникации и аудиовизуальной коммуникации. Хиндс объединила добровольцев в пары и представила им две задачи, предназначенные для измерения когнитивной нагрузки; задача игры на угадывание и последующая задача распознавания.

Исследование показало, что субъекты, выполняющие задания с помощью аудиозвука, лучше справляются только с вторичной задачей распознавания по сравнению с субъектами, выполняющими те же задания с помощью видеоконференцсвязи.

Было высказано предположение, что расхождение является результатом повышенной когнитивной нагрузки, вызванной видеосвязью. Дополнительные умственные ресурсы, необходимые для интерпретации видеосигналов, означают, что для общения требуется больше когнитивной работы.

Бейленсон говорит, что постоянный поток сложных невербальных сигналов, как отправляемых, так и получаемых, во время взаимодействия с Zoom может иметь большое влияние на новое чувство усталости, создаваемое этой технологией. Он предлагает, для длительных встреч Zoom должны требоваться перерывы с режимом "только звук", чтобы облегчить когнитивную нагрузку при видеовзаимодействии..

«Это означает, что вы не просто должны лишь выключить камеру, чтобы отдохнуть от невербальной активности, но и отворачивать свое тело от экрана, - объясняет Бейленсон, - чтобы в течение нескольких минут вас не подавляли жесты, которые воспринимаются реалистично, но социально бессмысленны».

Ты так хорошо выглядишь ...

Экран ноутбука с веб-камерой позволяет просматривать лица разных людей, участвующих в групповой онлайн-встрече по видеоконференции, которую ведет индийская бизнес-леди. Команда, используя приложение для видеозвонков, работает для решения общей проблемы. Фото: Depsoitphotos

«Представьте себе, что на физическом рабочем месте в течение всего 8-часового рабочего дня помощник сопровождал бы вас с портативным зеркалом, и для каждой отдельной задачи, которую вы выполняли, и каждого разговора, который у вас был, он следил бы за тем, чтобы вы могли видеть свое собственное лицо в этом зеркале», - пишет Бейленсон.

Возможно, самая странная часть современной видеоконференцсвязи - это отражение человека, постоянно смотрящего назад с экрана. На протяжении десятилетий исследователи изучали влияние видения себя в зеркало на просоциальное поведение и самооценку.

В целом эта работа предполагает, что интенсивный просмотр зеркального изображения может вызвать небольшой негативный эффект, и это потенциально подкрепляется тем, как отражение самого себя усиливает критическую самооценку. Но Бейленсон отмечает, что этот конкретный фактор, возможно, является наиболее малоизученным аспектом видеоконференцсвязи, поскольку большинство предыдущих исследований зеркального отображения фокусировалось только на влиянии видения себя на короткие периоды времени.

«Нет данных об эффектах многочасового наблюдения за собой», - пишет он. «Учитывая прошлую работу, вполне вероятно, что постоянное зеркало на Zoom вызывает самооценку и негативное влияние».

Так в чем же выход? Ответ так же прост, как скрыть собственное изображение во время видеозвонков Zoom. Бейленсон также рекомендует, чтобы платформы не делали вид самого себя параметром по умолчанию во время видеозвонков. После того, как вы разместили себя в кадре, закройте окно собственного просмотра.

Главный путь - гипнотическая полувнимательная фуга

Двадцать пять лет назад эпический роман Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка» представил суровую картину будущего мира. Среди множества прозорливых наблюдений в романе Уоллес представил мир, в котором видеофоны были популярны только около года.

Уоллес предположил, что люди быстро вернутся к аудиосвязи, как только исчезнет новизна видеозвонков. Он полагал, что одна из сильных сторон аудиосвязи состоит в том, что она позволяет людям входить в состояние, подобное фуге, когда они блуждают, выполняя другие второстепенные задачи, разговаривая.

«Традиционный разговор только на слух [...] позволяет вам войти в своего рода гипнотическую полувнимательную фугу: во время разговора вы можете осматривать комнату, машинально рисовать бессмысленные рисунки, ухаживать за волосами, снимать крошечные кусочки омертвевшей кожи с кутикулы, что-то помешивать на плите; вы даже можете вести совершенно отдельный дополнительный тип разговора на языке жестов и преувеличенном выражении лица с людьми прямо в комнате с вами, и все это, казалось бы, прямо здесь, внимательно прислушиваясь к голосу по телефону. И все же - и это была ретроспективно изумительная часть - даже когда вы делили свое внимание между телефонным звонком и множеством других праздных маленьких фугелеподобных занятий, подобных фуге, вас почему-то никогда не беспокоило подозрение, что внимание собеседника на другом конце провода может быть разделено таким же образом», - воображал Уоллес еще в 1996 году.

Бейленсон отмечает, что все больше исследований показывают, что движение может улучшить когнитивные способности. Одно недавнее исследование, например, показало, что ходьба на беговой дорожке может улучшить творческое дивергентное мышление по сравнению с сидением.

Не так давно для встреч не требовалось оставаться в кадре. Фото: ArturVerkhovetskiy/Depositphotos

Даже на обычных личных встречах люди имеют тенденцию перемещаться по комнате, стоять, представляя информацию, или расхаживать, обдумывая новые идеи. Встречи Zoom, конечно, могут устранить все эти локомотивные факторы, а в некоторых случаях это может привести к менее эффективным результатам встречи.

Здесь Бейленсон предлагает внимательно изучить среду, в которой проводится встреча. Обязательно ли проводить каждую встречу через Zoom? Есть ли польза от перехода определенных взаимодействий на платформы только с аудио?

Для встреч, которые необходимо проводить в Zoom, Бейленсон рекомендует увеличивать расстояние между собой и камерой. Это может быть достигнуто за счет использования внешней камеры, отдельной от компьютера, которая определяет личное расстояние, которое позволяет перемещаться по комнате.

Мы смотрим через стекло

Zoom, и другие технологии видеоконференцсвязи, несомненно, были невероятным инструментом, который помог нам всем пережить эту глобальную пандемию. Трудно даже представить, как бы все было, если бы эта пандемия произошла всего 15 лет назад.

И маловероятно, что ситуация когда-либо полностью вернется к тому состоянию, которое было до пандемии. Виртуальные встречи теперь прочно вошли в нашу социальную ткань. В прошлом видеоконференцсвязь была утилитарной практикой, которую использовали в тех случаях, когда не было возможности встретиться лично. Но теперь, по мере продвижения вперед, это виртуальное поведение стало настолько укоренившимся, настолько нормализованным, что встречи Zoom должны стать постоянной частью нашей жизни.

Бейленсон откровенно указывает, что многие его выводы в этом новом исследовании полностью гипотетичны. Но это часть того, что он пытается донести. За последний год сотни миллионов людей в массовом порядке приняли принципиально новую форму общения. И нам необходимо провести исследование, чтобы понять, какие потенциальные негативные эффекты могут возникнуть и как мы можем оптимизировать использование этой технологии.

«Хотя [эти аргументы] основаны на результатах предыдущих исследований, почти ни один из них не был напрямую проверен», - заключает Бейленсон. «Я надеюсь, что другие увидят здесь много возможностей для исследований и проведут исследования, проверяющие эти идеи».

Источник: New Atlas / Stanford University