Согласно новому исследованию, дети, которые учатся играть на музыкальных инструментах, могут извлечь выгоду из более высокого внимания и рабочей памяти по сравнению с детьми, не имеющими музыкального образования. Дети, играющие в оркестре или ансамбле, не только превосходили своих немузыкальных коллег по когнитивным тестам, но и демонстрировали повышенную активацию определенных ключевых областей мозга, участвующих в исполнительных функциях.
Авторы исследования набрали 40 детей в возрасте от 10 до 13 лет, половина из которых регулярно играли на музыкальном инструменте не менее двух лет, а другая половина не имела внеклассной музыкальной подготовки. Затем юных участников попросили выполнить задание, предназначенное для оценки внимания и рабочей памяти, в то время как исследователи сканировали их мозг с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Рабочая память — это когнитивная система ограниченной емкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. В русскоязычной литературе также используется термин оперативная память. Емкость рабочей памяти постепенно увеличивается с детства и постепенно снижается в старости.
Во время задания детям предъявляли как визуальный, так и слуховой стимул, и их просили сосредоточиться на одном или на обоих одновременно. Затем их проверяли на способность вспоминать определенные аспекты того, что они только что видели и слышали.
Результаты показали, что музыкальные дети стабильно получали более высокие баллы по всем вызовам к памяти, и что эта способность коррелировала с большей активностью в определенных областях мозга. Например, те, кто играл на музыкальных инструментах, обычно демонстрировали более сильную активацию в сети лобно-теменного контроля, которая широко связана с исполнительной функцией и помогает координировать сенсорный ввод, чтобы обеспечить выполнение сложных когнитивных задач.
Другие области мозга, связанные со слуховой областью, также оказались более активными у детей с музыкальной подготовкой. К ним относятся нижняя лобная извилина и супрамаргинальная извилина, которые образуют часть так называемой фонологической петли, которая участвует в слуховой обработке и рабочей памяти.
Вдобавок ко всему, дети с музыкальным фоном также демонстрируют значительно большую активацию таламуса, очень важной области мозга, которая обрабатывает сенсорную информацию и язык, а также играет роль в функциях памяти.
Основываясь на этих выводах, авторы исследования предполагают, что обучение игре на музыкальном инструменте в молодом возрасте способствует большей когнитивной гибкости, в результате чего улучшается внимание и рабочая память. В своей статье они объясняют, что «бо́льшая когнитивная гибкость связана с благоприятными результатами на протяжении всей жизни, такими как более высокая устойчивость, улучшение навыков чтения в детстве, более высокий творческий потенциал и лучшее качество жизни», - все это действительно подчеркивает важность практики этих звукорядов в детстве.
Изучение этих звукорядов в детстве может сильно повлиять на когнитивные способности. Фото: Pixabay/CC0 Public Domain
Означает ли это, что вы должны записать своего ребенка на уроки тромбона или ударных, о которых они так просили?
«Конечно, я бы порекомендовала это», - сказала ведущий автор доктор Леони Каузель (Leonie Kausel), скрипач и нейробиолог. «Однако я думаю, что родители должны записывать своих детей не только потому, что они ожидают, что это поможет им улучшить их когнитивные функции, но и потому, это также занятие, которое, даже если оно очень требовательное, доставит им радость и возможность выучить универсальный язык».
Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Neuroscience.
Источник: IFLScience / Medical Xpress