Фото: Unsplash/CC0 Public Domain

Шрифты

На протяжении тысячелетий философы размышляли над вопросом, хороши ли люди по своей природе. Но теперь исследователи из Японии обнаружили, что маленькие дети могут выносить моральные суждения и действовать в соответствии с ними, проливая свет на происхождение морали.

В исследовании, недавно опубликованном в Nature Human Behaviour, исследователи из Осакского университета в сотрудничестве с Женским университетом Оцума, лабораторией NTT Communication Science Laboratories и Токийским университетом показали, что восьмимесячные младенцы могут наказывать асоциальное поведение, проявляемое третьей стороной. Таким образом, мотивация наказания может быть внутренней, а не усвоенной.

Наказание за асоциальное поведение встречается только у людей и является универсальным для всех культур. Однако развитие нравственного (морального) поведения изучено недостаточно. Кроме того, может быть очень сложно изучить процесс принятия решений и свободу действий у младенцев, что и пытались исследовать ученые из Осакского университета.

«Мораль — важная, но загадочная часть того, что делает нас людьми», — говорит ведущий автор исследования Ясухиро Канакоги (Yasuhiro Kanakogi). «Мы хотели знать, присутствует ли стороннее (третьими лицами) наказание антисоциальных других в очень молодом возрасте, потому что это помогло бы сигнализировать о том, усваивается ли мораль».

Чтобы решить эту проблему, исследователи разработали новую исследовательскую парадигму. Во-первых, они знакомили младенцев с компьютерной системой, в которой анимация отображалась на экране. Младенцы могли контролировать действия на экране с помощью системы слежения за взглядом, так что взгляд на объект в течение достаточного периода времени приводил к разрушению объекта. Затем исследователи показывали видео, в котором один геометрический агент, казалось, «наносил вред» другому геометрическому агенту, и наблюдали, «наказывают» ли младенцы антисоциальный геометрический агент, пристально глядя на него.

«Результаты были удивительно неожиданными», — говорит Канакоги. «Мы обнаружили, что довербальные младенцы предпочитали наказывать антисоциального агрессора, увеличивая свой пристальный взгляд на агрессора».

Чтобы проверить свои выводы, исследователи провели три контрольных эксперимента, чтобы исключить альтернативные интерпретации пристального взгляда младенцев.

«Наблюдение такого поведения у очень маленьких детей указывает на то, что люди могли приобрести поведенческие тенденции к нравственному поведению в ходе эволюции», — говорит Канакоги. «В частности, наказание за асоциальное поведение, возможно, превратилось в важный элемент человеческого сотрудничества».

Эта новая парадигма изучения принятия решений в социальном контексте может стать важным поворотным моментом в когнитивных исследованиях младенцев. В частности, в то время как во многих предыдущих исследованиях познания младенцев использовались наблюдения третьих лиц и, таким образом, изучались пассивные реакции на события, парадигма пристального взгляда позволяет наблюдать за активным принятием решений младенцами. Таким образом, эта исследовательская модель может быть полезна для получения дополнительной информации о когнитивных способностях у довербальных младенцев.

Источник: Science X Network.