Фото: CC0 Creative Commons

Согласно новым исследованиям университетов Ковентри и Оксфорда, религиозные убеждения не связаны с интуицией или рациональным мышлением. Исследования показывают, что люди не являются «верующими от рождения».

Предыдущие исследования показали, что люди, которые придерживаются сильных религиозных убеждений, больше полагаются на интуицию и менее аналитичны, а когда они думают более аналитически, их религиозные убеждения уменьшаются.

Но новые исследования, проведенные учеными из Центра достижений в области поведенческой науки Университета Ковентри, и нейробиологов и философов Оксфордского университета, показывают, что это не так, и что люди не являются «родившимися верующими».

Исследование, которое включало тесты для паломников, принимавших участие в знаменитом Камино де Сантьяго и эксперимент по стимуляции мозга, не нашло никакой связи между интуитивным / аналитическим мышлением или когнитивным торможением (способность подавлять нежелательные мысли и действия) и сверхъестественными убеждениями.

Вместо этого ученые делают вывод, что другие факторы, такие как воспитание и социокультурные процессы, более склонны играть более значительную роль в религиозных убеждениях.

Исследование, опубликованное в Scientific Reports, было первым, кто бросил вызов растущей тенденции среди когнитивных психологов за последние 20 лет, которая попыталась показать, что вера в сверхъестественное - это то, что приходит к нам «естественно» или интуитивно.

Команда приступила к проведению расследования по одному из крупнейших паломнических маршрутов в мире - Камино-де-Сантьяго-де-Компостела, на севере Испании.

Они опросили паломников о силе своих убеждений и продолжительности времени, проведенных в паломничестве, и оценили их уровни интуитивного мышления с вероятностной задачей, где участникам приходилось выбирать между логическим и инстинктами.

Результаты не предполагали никакой связи между силой сверхъестественной веры и интуицией.

Во втором исследовании, где они использовали математические головоломки для увеличения интуиции, они также не обнаружили никакой связи между уровнями интуитивного мышления и сверхъестественной верой.

В последней части их исследования они использовали стимуляцию мозга для повышения уровня когнитивного торможения, которое, как считается, регулирует аналитическое мышление.

Это включало в себя запуск безболезненного электрического тока между двумя электродами, размещенными на голове участника, для активации правой нижней лобной извилины, части мозга, которая контролирует ингибирующий контроль.

Предыдущее исследование мозга показало, что атеисты использовали эту область мозга больше, когда они хотели подавить сверхъестественные идеи.

Результаты показали, что, хотя эта стимуляция мозга увеличивала уровни когнитивного торможения, она не меняла уровней сверхъестественной веры, предполагая, что нет прямой связи между когнитивным торможением и сверхъестественной верой.

Ученые говорят, что «преждевременно» объяснять веру в богов как интуитивную или естественную.

Вместо этого они говорят, что их исследования поддерживают теорию о том, что религия является процессом, основанным на воспитании, и развивается из-за социокультурных процессов, включая воспитание и образование.

Ведущий автор Мигель Фариас сказал: «Что ведет нашу веру в богов - интуиция или разум, сердце или голова? Прошли долгие споры по этому вопросу, но наши исследования поставили под сомнение теорию о том, что религиозный верующий определяется тем, насколько он полагается на интуитивное или аналитическое мышление.

«Мы не думаем, что люди рождаются верующими так же, как мы неизбежно изучаем язык в раннем возрасте. Доступные социологические и исторические данные показывают, что то, во что мы верим, в основном основано на социальных и образовательных факторах, а не на когнитивных стилях, таких как интуитивное / аналитическое мышление.

«Религиозная вера, скорее всего, связана с культурой, а не с какой-то примитивной интуицией тела».

Источник: Phys.org