Что такое любовь? Спросите поведенческого психолога, когнитивного психолога или даже нейробиолога, и они, скорее всего, скажут вам, что, извините, однозначного ответа не существует. Но по мнению некоторых нейробиологов, в вашем мозгу можно различать разные типы любви.
«Многие ученые согласны с тем, что существуют разные формы любви, но многие из нас - редукционисты - мы сосредотачиваемся на мозге. Это не значит, что ваше окружение или обстоятельства не играют роли, но все начинается в мозгу», - говорит доктор Сандра Лангеслаг, поведенческий нейробиолог из Университета Миссури.
Многие ученые исследуют любовь через рамки, предложенные доктором Хелен Фишер, биологическим антропологом. Она предположила, что три типа любви образуют «романтическую любовь».
Первый из них - вожделение. Его мотивируют половые гормоны, такие как эстроген и тестостерон, за которыми быстро следует влечение. На этой второй стадии влечения или увлечения исследователи измерили увеличение дофамина и норадреналина, которые мы знаем как «химические вещества, дающие хорошее самочувствие».
Наряду с повышенным уровнем этих гормонов счастья мы часто наблюдаем снижение серотонина. Низкий уровень серотонина связан с навязчивыми психическими состояниями.
«После увлечения третьей и последней стадией в этой структуре является привязанность. Это переводит вас из состояния возбуждения в состояние спокойствия и комфорта в ваших любовных отношениях. Думайте об этом как о расслаблении на диване, когда вы снимаете стресс с работы», - говорит Лангеслаг.
Итак, как мне узнать, люблю ли я кого-то романтически?
Привязанность, вероятно, наиболее характерна для всех форм любви, возникающих в разных типах отношений. Но это уникальное сочетание всех трех этапов, которые помогают нам отличить любящую дружбу от влюбленности.
Если вас привлекает другой человек, вы жаждете его и создаете комфорт и безопасность вместе с ним, то у нас есть для вас новость: вы, вероятно, витаете вокруг этой вещи, которая называется романтической любовью.
«Я не знаю, существует ли определенная граница между множеством различных типов связей, которые мы формируем, и романтической любовью, но одним из факторов определенно является желание вступить в сексуальную близость с другим человеком», - говорит профессор Зои Дональдсон, поведенческий нейробиолог.
Фото: Public Domain
Тем не менее, ученые не согласны с тем, можно ли это упростить. Дональдсон добавляет, что наука может дать невероятно полезную информацию, но, пытаясь выявить сложности, мы можем упустить нюансы, зафиксированные в литературе.
«Мы знаем, что когда люди увлечены, они часто испытывают сексуальное желание. Но не всегда, конечно: вы можете испытать сексуальное желание, не будучи увлеченным кем-либо», - говорит Лангеслаг.
В своем исследовании Лангеслаг использовала технологию нейросканирования, чтобы узнать больше о том, как любовь выглядит в мозгу.
«У разных форм любви разные нейронные сигнатуры в мозгу. Это не просто одна область мозга, связанная с вожделение и страстью, одна - с привязанностью и так далее», - говорит она. «Вы чувствуете, думаете и действуете в каждой из этих форм. Итак, весь ваш мозг будет задействован во всех трех из них, но немного по-разному. И мы еще не знаем точно, в чем разница».
Кто-нибудь может влюбиться?
«У всех нас есть способность формировать привязанности. У людей действительно разные стили привязанности, такие как безопасная и небезопасная привязанность. И такие параметры личности, как невротизм, также отражаются на стилях привязанности», - говорит поведенческий нейробиолог, профессор Стивен Фелпс.
Ученые обнаружили, что в уязвимых отношениях, когда один партнер сообщает, что любит больше, чем другой, эти гормоны также вступают в игру. В 2017 году исследователи измерили более высокие уровни окситоцина в слюне более вовлеченных партнеров после размышлений об их отношениях и более низкие уровни у менее вовлеченных партнеров.
В некоторой степени в игру вступает личность с точки зрения того, как человек может взаимодействовать с другими. Например, по словам психолога по позитивному развитию, профессора Саидеха Хешмати, у людей с более высоким уровнем невротизма, похоже, более короткие отношения. Тем не менее, в то же время она также обнаружила, что невротизм, наряду с доброжелательностью, увеличивает осознание и понимание любви.
Итак, могут ли животные влюбляться?
Люди социально моногамны, создают длительные романтические отношения, но в отличие от некоторых степных полевок, которые могут жить в паре всю жизнь, у нас редко бывает только один половой партнер.
Однако больше животных, чем вы думаете, демонстрируют некоторую степень моногамии. «Есть множество видов, демонстрирующих привязанность к партнеру, от степных полевок до ядовитых лягушек и даже видов рыб - цихлиды моногамны. Нам необходимо изучить больше животных, демонстрирующих такое поведение», - говорит Фелпс.
Разница между формированием моногамной привязанности и поддержанием любовных отношений тонкая и реже встречается у разных видов.
«Привязанность - это биологический процесс у многих видов, который включает действия, направленные на то, чтобы приносить радость и избегать причинения боли партнеру. Я думаю, что ново - это наша способность взять это и добавить к этому очень тонкое представление о том, кто этот человек и что конкретно может доставить ему радость или боль», - говорит Фелпс.
Источник: BBC Science Focus Magazine