Фото: Leon Perrie/Wikimedia Commons

Шрифты

Стремительно растущий спрос на литий местного производства для достижения в США федеральных целей по технологиям с нулевым уровнем выбросов заставляет разработчиков планировать следующее большое благо в горнодобывающей промышленности в Серебряном штате США, но редкий полевой цветок может поставить в тупик один из предложенных проектов.

Место предполагаемого литиевого рудника на горном хребте Серебряный Пик (Silver Peak Range) в западной части штата Невада также является единственным известным местом на Земле, где в дикой природе растет редкий полевой цветок. Экологи говорят, что растение находится на грани исчезновения, и Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США (USFWS) рассматривает его для защиты в соответствии с Законом об исчезающих видах (ESA).

Цветковое растение-эндемик Eriogonum tiehmii сталкивается с многочисленными угрозами для своего выживания, включая выпас скота, инвазивные виды и последствия изменения климата, но служба заявила, что самая насущная угроза связана с разведкой и разработкой полезных ископаемых.

Австралийская компания Ioneer Ltd., предлагающая добычу, заявляет, что, по ее мнению, она может добывать литий, не нанося вреда растению, даже если оно указано в списке как охраняемое в соответствии с законом. Но компания изложила свои замечания против списка по техническим основаниям.

Центр биологического разнообразия (это некоммерческая организация, известная своей работой по защите исчезающих видов посредством судебных исков, научных петиций, средств массовой информации и массовой активности) впервые подал прошение о предоставлении виду растения федеральной защиты в 2019 году, сославшись на «страшную угрозу», которую представляет дальнейшее изучение потенциала участка в качестве литиевого рудника, «несмотря на более широкую общую угрозу, которую представляет рудник, который фактически разрабатывается».

«Мне было бы трудно понять, как [USFWS] может оправдать то, что он не включен в список находящихся под угрозой исчезновения, только на основании того, что это сказала служба», — сказал Патрик Доннелли из Центра биологического разнообразия.

Ситуация с этим видом только ухудшилась после того, как в 2020 году в результате загадочного события погибло более половины растений. USFWS в конечном итоге обвинила в этом «мелких травоядных млекопитающих» близких к грызунам.

В том же году Центр биологического разнообразия подал жалобу на то, что служба нарушила федеральный закон, не предприняв никаких действий по первоначальному ходатайству. В апреле 2021 года служба договорилась с группой, согласившись предложить решение о включении в список, а в октябре 2021 года она опубликовала предложенное правило, согласно которому вид будет перечислен как находящийся под угрозой исчезновения в соответствии Законом об исчезающих видах.

Адаптация.

Впервые обнаруженное в 1983 году растение можно найти на площади менее 10 акров, находящейся в ведении Бюро по управлению земельными ресурсами (BLM). Растение приспособилось к жизни в богатой бором и литием почве ландшафта, и, поскольку в дикой природе существует всего около 40 000 этих растений, биологи заявили, что оно требует немедленной защиты в соответствии с ESA. Затем список будет рассмотрен во время принятия BLM решения о том, разрешать ли рудник.

Спрос на литиевые аккумуляторы в последнее десятилетие рос. Но это было усилено законом о климате, здравоохранении и налогах, подписанным президентом Джо Байденом в августе, который предоставил налоговые льготы для ускорения внедрения технологий экологически чистой энергии, включая электромобили. Чтобы получить полную налоговую льготу, закон требует, чтобы критически важные полезные ископаемые добывались в США или стране, с которой есть соглашение о свободной торговле, которое исключает импорт от некоторых из крупнейших мировых производителей, во главе с Китаем.

США производят менее 1% мировых поставок лития, и все эти поставки поступают с одного объекта, которым управляет Albemarle Corp., примерно в 80 милях к югу от места обитания растения Eriogonum tiehmii. Если рудник откроется, он немедленно удовлетворит растущий спрос. В июле Ioneer подписала соглашение с Ford Motor Co. на поставку 7000 тонн карбоната лития в год для электромобилей компании.

На протяжении всего процесса по списку Ioneer заявляла, что по-прежнему уверена, что сможет разрабатывать рудник на этом участке. После предложенного решения по списку управляющий директор Ioneer Бернард Роу сказал: «Мы можем добиться успешного сосуществования Eriogonum tiehmii и нашего экологически значимого проекта, который будет поставлять критически необходимые литиевые продукты в США».

Тем не менее, компания поставила под сомнение предложенное решение по списку ESA, заявив в публичных комментариях, что служба не выполнила свое «установленное законом обязательство принять предлагаемое решение о списке на основе наилучших доступных научных данных». Это включало результаты собственного исследования Ioneer, в котором оспаривалось, что растение не может выжить при транспортировке в другие почвы, и Ioneer утверждает, что служба использовала для поддержки утверждение, что растение было «специфичным только для этой почвы».

Пропущенный срок.

USFWS превысила годичный срок, в который она должна была оценить предложенный список, получив уведомление о намерении подать в суд от Центра биологического разнообразия 25 октября, чтобы ускорить выпуск окончательного правила. Служба заявила, что не может предоставить дополнительную информацию о предлагаемом списке и не комментирует продолжающийся судебный процесс.

Стремясь достичь различных внутренних климатических целей, включая сокращение выбросов на целых 52% к концу десятилетия, политики все чаще выступают за отечественную добычу полезных ископаемых как способ уменьшить зависимость от иностранных держав и создать рабочие места для сельских общин. Но этот толчок поднял вопросы об экологическом вреде, который они могут принести. Другой рудник, проект Thacker Pass, предложенный Lithium Americas Corp. в северной Неваде, также вызвал критику из-за его потенциального воздействия на более широкую экосистему.

Однако Доннелли сказал, что в конечном итоге между литием и растением-эндемиком Eriogonum tiehmii нет выбора.

«Иногда выдвигается такое повествование: «Что ж, Джо Байден собирается выбрать литий или он собирается выбрать здесь исчезающие виды?», — сказал Доннелли. «И мы утверждаем, что Закон об исчезающих видах не позволяет вам сделать такой выбор. Закон об исчезающих видах делает выбор за нас. Это политика этой страны: мы не позволяем видам вымирать».

Источник: Phys.org.