Фото: Pet Lemur Survey

Шрифты

Кошки и собаки не единственные милые животные, которые управляют интернетом. Мы также просматриваем видео о том, как кто-то обнимает тигренка, кормит ленивца или щекочет лори.

Теперь, новое исследование активности в Твиттере показывает, что вирусные видео о, казалось бы, приятных экзотических животных тоже могут иметь темную сторону - стимулируя спрос на них как домашних животных.

Исследование было сфокусировано на вирусном видео 2016 года о лемуре кльцехвостом лемуре, или кошачьем лемуре, или катта (лат. Lemur catta), требующем почесать ему спину от двух мальчиков в деревне на Мадагаскаре. Каждый раз, когда дети имеют свободное время, лемур поворачивается к ним и указывает на место на спине, словно прося сделать это снова.

Реакции варьировались от «так мило» и «оооочень мило» до «чертовски очаровательны». Видео быстро обошло интернет-аудиторию, и в течение недели оригинальное сообщение на Facebook имело 20 миллионов просмотров.

Исследователи загрузили и проанализировали почти 14 000 твитов с упоминанием домашних животных или лемуров в неволе за 18 недель до и после того, как это видео появилось в сети. Поскольку видео было залайкано и расшарено, объем твитов, говорящих о таких вещах, как «Я хочу питомца лемура» и «Где я могу его найти?» более чем удвоился.

Поиски в Google и YouTube по фразе «домашний лемур» также резко возросли в течение нескольких недель после того, как видео стало вирусным, по сравнению с другими периодами между 2013 и 2018 годами.

Ни один из твитов не показал, что кто-то покупал или продавал лемуров в Твиттере. Но исследователи опасаются, что такие инциденты могут спровоцировать потенциальных торговцев дикой природой, особенно на Мадагаскаре, единственном месте, где исчезающие приматы живут в дикой природе.

«Мы знаем, что практически никто из людей, которые пишут в Твиттере о желании получить лемура в качестве домашнего животного после просмотра вирусного видео, на самом деле не получает его в качестве домашнего животного», - говорит первый автор Тара Кларк (Tara Clarke), которая в то время была приглашенным доцентом кафедры эволюционной антропологии в университете Дьюка на время исследования. «Но без контекста, восприятие, которое люди могут получить из этих вирусных видео или фотографий в социальных сетях, может привести к косвенному негативному воздействию на этих животных в дикой природе».

Из всех лемуров кошачьи лемуры проводят больше всего времени на земле, что является приспособлением к частично засушливой окружающей среде. Кошачьи лемуры активны в ночное время. Пища состоит главным образом из фруктов, помимо этого в их меню входят листья, цветы, травянистые растения, кактусы и изредка насекомые. Фото: pixabay

Содержание лемуров в качестве домашних животных технически незаконно на Мадагаскаре. Но законы трудно соблюдать, особенно в отдаленных деревнях, где сотрудников правоохранительных органов может быть немного.

Предыдущие исследования показывают, что с 2010 года более 28 000 лемуров были незаконно вывезены из леса. Многие из них содержатся в качестве домашних животных в отелях и ресторанах Мадагаскара, чтобы туристы с хорошими намерениями могли обниматься или делать селфи.

Домашних лемуров на Мадагаскаре часто держат в одиночестве в клетках или на поводке, и кормят человеческой пищей, такой как рис, который они не едят в дикой природе.

Более 30 из примерно 100 известных видов лемуров страдают от торговли лемурами как домашними животными, но кошачий лемур - узнаваемый по его длинному черно-белому полосатому хвосту - был видом, про который большинство людей написали в Твиттере, что они хотели его как домашнее животное.

Двадцать лет назад популяция кошачих лемуров была оценена в более чем 750 000 на основе спутниковых снимков. Никто не знает, сколько кошачих лемуров живет сегодня в дикой природе, но некоторые недавние оценки показывают, что их может быть меньше 5000.

Это не первое исследование, которое предполагает, что селфи с экзотическими животными могут нанести вред дикой природе. Предыдущие исследования показывают, что фотографии других животных, таких как шимпанзе или белки, контактирующие с людьми, могут исказить общественное мнение о том, насколько они подвергаются опасности, и ввести людей в заблуждение, заставляя их думать, что они становятся хорошими домашними животными.

Мадагаскарское название кошачьего лемура — маки. Фото: pixabay

Исследователи утверждают, что селфи с домашними лемурами становится все более популярными, поскольку на Мадагаскаре улучшается интернет-связь. «Для многих людей на Мадагаскаре селфи с лемурами может сигнализировать о социальном статусе», - говорит соавтор исследования Ким Рейтер (Kim Reuter), специалист по охране природы.

«Хотя наше исследование было ограничено англоязычными пользователями Twitter, мы знаем, как быстро и мощно социальные сети могут помочь распространению информации в развивающихся странах, таких как Мадагаскар», - по словам Ким Рейтер. «Когда часть этого контента становится вирусным, это может привести к прямым и косвенным воздействиям на популяции диких лемуров».

«То, что мы пытаемся донести, это: подумайте дважды, прежде чем щелкнуть мышью, и чем то поделиться или расшарить фото или видео», - сказала Тара Кларк.

Полученные результаты появятся в этом месяце в журнале открытого доступа PLOS ONE.

Источник: phys.org / PLoS ONE / Duke University