Рассказывание историй снижает боль и стресс у госпитализированных детей.

Фото: Getty Images

Социология
Шрифты

Исследование, проведенное в Бразилии, показало, что прослушивание историй может помочь детям в отделении интенсивной терапии меньше чувствовать боль и стресс. Рассказывание историй также вдвое эффективнее, чем загадки.

Во многих детских больницах уже есть программы рассказывания историй, призванные подбодрить пациентов. Однако это исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, предполагает, что они также имеют физиологические преимущества.

«До сих пор положительные доказательства для повествования основывались на «здравом смысле» и принимались за чистую монету, когда взаимодействие с ребенком могло отвлекать, развлечь и облегчить психологические страдания», - сказал доктор Хорхе Молл из Института исследований и образование (IDOR), Бразилия. «Но не хватало прочной научной основы, особенно в отношении основных физиологических механизмов».

Команда, базирующаяся в IDOR и Федеральном университете ABC, Бразилия, изучила 81 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет, все из которых находились в отделении интенсивной терапии больницы Rede D’Or São Luiz Jabaquara в Сан-Паулу. Одна группа из 41 ребенка провела 25-30 минутный сеанс с рассказчиком, в то время как контрольная группа из 40 детей провела такое же количество времени с теми же профессионалами, которые вместо этого рассказывали загадки.

До и после занятий команда взяла образцы слюны у каждого ребенка и оценила уровень их боли. Образцы слюны позволили исследователям измерить уровни гормонов кортизола, связанного со стрессом, и окситоцина, который играет роль в эмпатии.

Обе группы детей получили пользу от вмешательств: у всех было меньше кортизола и больше окситоцина в слюне, что говорит о том, что они меньше подвергались стрессу, и они сообщали о меньшей боли и дискомфорте. Однако результаты в группе рассказчиков историй были вдвое выше, чем в контрольной.

Дети также участвовали в упражнении по ассоциации слов в конце интервенций с такими словами, как «больница», «медсестра» и «врач». Команда сообщает, что, хотя дети из контрольной группы ответили на образ больницы словами «это то место, куда люди ходят, когда они болеют», группа рассказчиков историй ответила «это то место, куда люди ходят, чтобы поправиться».

Точно так же дети из контрольной группы сказали врачу или медсестре, что «это плохая женщина пришла сделать мне укол», тогда как группа рассказчиков сказала: «Это женщина, которая пришла меня исцелить».

«Я считаю это исследование одним из самых важных, в котором я принимал участие, из-за его простоты, строгости и потенциального прямого воздействия на практику в условиях больницы, направленного на облегчение человеческих страданий», - сказал Молл.

«Поскольку это недорогое и очень безопасное вмешательство, оно потенциально может быть реализовано во всей государственной системе после того, как крупномасштабные исследования подтвердят его воспроизводимость и эффективность. Мы намерены расширить и воспроизвести его в других условиях и в группах пациентов, а также поддержать волонтерство, посвященное благородной деятельности по повествованию историй, теперь с более твердыми научными доказательствами», - сказал он.

Источник: BBC Science Focus Magazine