Помощник в виде искусственного интеллекта, чтобы научить военных пилотов, как справляться с неожиданностями.

Фото: Northrop Grumman

Военные технологии
Инструменты
Шрифты

DARPA выбрало Northrop Grumman и Университет Центральной Флориды для разработки прототипа гарнитуры дополненной реальности со встроенным помощником - искусственным интеллектом, чтобы помочь пилотам вертолетов справляться с неожиданными задачами и чрезвычайными ситуациями.

Одна из проблем военного летчика заключается в том, что работа требует многозадачности и очень высокого уровня постоянного внимания. В то время как гражданские пилоты действуют в основном как бортовые администраторы, следя за тем, чтобы их самолеты, пассажиры и грузы благополучно добрались до места назначения, военные летчики должны иметь дело с тактическими ситуациями, в которых чрезвычайные ситуации могут возникнуть в любой момент.

Проблема в том, чтобы научить пилотов распознавать ту или иную ситуацию и реагировать на нее. Обычное средство — установить какую-нибудь сигнализацию, которая срабатывает, если есть пожар, невидимое препятствие впереди, зафиксирован захват ракетным радаром или какая-то другая угроза. Но этого недостаточно. Пилот также должен знать, что сигнал тревоги важен, что он означает и какие действия предпринять.

На протяжении десятилетий это было проблемой для дизайнеров. Например, испытания, проведенные в 1980-х годах, показали, что если людей поместить в комнату в незнакомом здании и сработает пожарная сигнализация, они просто будут сидеть там несколько минут, размышляя о том, что происходит. Вот почему проводятся пожарные учения, чтобы жильцы и посетители здания знали, как звучит пожарная сигнализация и что делать, если она сработает, и почему многие современные сигнализации недвусмысленно сообщают: "Пожар. Пожалуйста, подойдите к ближайшему отмеченному выходу".

У военных летчиков все еще хуже. Им приходится иметь дело с симфонией предупреждений и сигналов тревоги, что может привести к контрпродуктивным непредвиденным когнитивным нагрузкам, в результате которых важные сигналы тревоги не только игнорируются, но даже не слышатся.

В рамках программы DARPA "Руководство по задачам с поддержкой восприятия" (Perceptually-enabled Task Guidance, PTG) прототип интуитивного помощника оператора и контекстно-адаптивного мышления (Operator and Context Adaptive Reasoning Intuitive Assistant, OCARINA) будет разработан для поддержки пилотов вертолетов UH-60 Blackhawk, которые летают днем и ночью в любых погодных условиях как визуально, так и по приборам, поскольку они имеют дело с нахождением близко к земле и в непосредственной близости от зданий, деревьев, пересеченной местности и с вражескими радиолокационными лучами, ищущими цель.

Помощник в виде искусственного интеллекта по программе PTG будет разработан, чтобы видеть то, что видит пилот, и использовать расширенную обработку информации и интерфейс дополненной реальности в гарнитуре, чтобы обеспечить обратную связь и руководство в виде проецируемой графики в поле зрения пилота, вместе с текстом и речью. Таким образом, пилоты могут реалистично обучаться новым задачам с помощью помощника, который может адаптироваться к данной ситуации.

«Цель этого прототипа — расширить набор навыков пилота», — сказала Эрин Черри, старший менеджер программы автономии в Northrop Grumman. «Это поможет обучать новым задачам, поможет в распознавании и сокращении ошибок, сократит время выполнения задачи и, самое главное, поможет предотвратить катастрофические события».

Источник: Northrop Grumman